ВОПРОСЫ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В ОБЛАСТИ ЭКОНОМИКИ, НАУКИ И ТЕХНИКИ, ЗДРАВООХРАНЕНИЯ, ЗАЩИТЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Назад

ВЫСТУПЛЕНИЕ Заместителя Постоянного представителя Российской Федерации при Отделении ООН и других международных организациях в Женеве А.С.АЛИМОВА в ходе сегмента высокого уровня сессии Исполнительного органа Конвенции ЕЭК ООН о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния Женева, 11 декабря 2019 года

ВЫСТУПЛЕНИЕ

Заместителя Постоянного представителя Российской Федерации при Отделении ООН и других международных организациях в Женеве

А.С.АЛИМОВА

в ходе сегмента высокого уровня сессии Исполнительного органа Конвенции ЕЭК ООН о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния

 

Женева, 11 декабря 2019 года

 

Вопрос от модератора (Марко Кайнер, Директор Отдела по вопросам охраны окружающей среды ЕЭК ООН): Расскажите об основах стратегии борьбы с загрязнением воздуха в России. В чем заключаются нерешенные проблемы в этой области.

 

Благодарю Вас, г-н Кайнер.

Добрый день, уважаемые коллеги.

Прежде всего, хотел бы выразить признательность за возможность выступить на столь представительном мероприятии в рамках Специальной юбилейной сессии Конвенции ЕЭК ООН о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния. Моя страна была одним из инициаторов принятия этой Конвенции, которая вот уже 40 лет является одним из ключевых элементов, формирующих правовую базу многостороннего природоохранного сотрудничества.

Борьба с загрязнением воздуха в Российской Федерации остаётся одной из важнейших экологических задач, решение которой требует значительных организационных усилий и материальных ресурсов.

В последние годы в целом по стране объемы загрязняющих веществ, поступающих в атмосферный воздух с выбросами, стабилизировались. Отмечается даже незначительная тенденция к снижению. Так, за прошедшие 5 лет суммарный выброс загрязняющих веществ сократился на 0,6%. При этом выбросы от транспорта увеличились на 5%, а выбросы от стационарных источников снизились на 6%.

В приоритетный список российских городов с «высоким» и «очень высоким» уровнем загрязнения атмосферного воздуха включено 44 города, в которых проживает более 10% населения Российской Федерации. В связи с этим Правительством Российской Федерации принята и реализуется стратегия по улучшению качества атмосферного воздуха в крупных промышленных центрах и крупных городах.

В 2018 г. был запущен национальный проект «Экология», общее финансирование которого в течение 6 лет составляет 4 триллиона рублей (более 62 млрд. долл. США). Неотъемлемой частью нацпроекта является федеральный проект «Чистый воздух» с объемом финансирования на 6 лет в размере 500 млрд рублей (почти 8 млрд долл. США). В рамках этого проекта поставлены амбициозные цели – к 2024 г. необходимо обеспечить кардинальное снижение уровня загрязнения атмосферного воздуха, в том числе уменьшение не менее чем на 20 процентов совокупного объема выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в наиболее загрязненных промышленных городах.

Планируется реализовать пилотный проект по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в 12 крупных промышленных центрах, 11 из которых расположены на Урале и в Сибири. Пилотный проект предусматривает проведение широкого круга мероприятий с учетом результатов комплексного моделирования уровней максимально допустимого негативного воздействия выбросов загрязняющих веществ на окружающую среду и здоровье человека.

Мероприятия по борьбе с загрязнением атмосферного воздуха нацелены на снижение выбросов от промышленных и теплоэнергетических предприятий, отопительных систем частного сектора, а также от автомобильного транспорта. Приоритетное внимание уделяется развитию инфраструктуры и озеленению городских территорий, а также модернизации государственной системы наблюдений за загрязнением атмосферы.

Одним из инструментов для достижения поставленных целей является внедрение системы квотирования выбросов, представляющей собой особый порядок регулирования выбросов в атмосферный воздух на территориях 12 городов. Для промышленных предприятий, предприятий теплоэнергетики, объектов транспортной, коммунальной или социальной инфраструктуры будут установлены величины допустимых выбросов - т.н. квоты.

В России активно внедряется новая система природоохранного нормирования на принципах наилучших доступных технологий. Для предприятий, оказывающих значительное негативное воздействие на окружающую среду, то есть относящихся к объектам первой категории экологической опасности, предусмотрена процедура получения нового разрешительного документа – комплексного экологического разрешения.

Триста крупнейших предприятий, вклад которых в суммарные выбросы загрязняющих веществ в России составляет не менее чем 60 процентов, обязаны подать заявки на получение таких разрешений до 31 декабря 2022 г.

Система комплексных экологических разрешений позволит снизить административные барьеры для небольших предприятий и усилить контроль за основными загрязнителями, а также простимулировать переход крупных промышленных предприятий на наиболее экологичные современные технологии.

В 2019 г. вступили в силу требования по созданию на предприятиях первой категории систем автоматического контроля отходящих газов. Это поможет обеспечить автоматическое измерение и учет показателей выбросов, а также фиксировать и передавать данные в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Органы государственного экологического надзора смогут отслеживать показатели выбросов загрязняющих веществ на крупных предприятиях и оперативно принимать соответствующие меры в случае их превышения.

В целом можно говорить о том, что законодательная база воздухоохранного регулирования в России существенно укрепилась.  2019 год стал переломным в реализации принятой стратегии.

Для решения накопившихся проблем, связанных с загрязнением воздуха в промышленных центрах и крупных городах России, безусловно, потребуется время. Тем не менее, мы ожидаем, что поступательное внедрение механизмов снижения и контроля выбросов, а также реализация пилотного проекта для 12 промышленных центров России позволит настроить обновлённую систему государственного природоохранного регулирования и стимулировать предприятия к переходу на передовае природоохранные практики в интересах более качественной охраны окружающей среды на всей территории нашей страны.

Мы готовы делиться опытом с нашими коллегами в рамках Конвенции о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния.

Благодарю Вас.

 

Проект декларации о борьбе за чистый воздух в период 2020–2030 годов и в последующий период в регионе Европейской экономической комиссии Организации Объединенных Наций по случаю сороковой годовщины Конвенции о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния