Выступления и заявления

Назад

Выступление Заместителя Министра промышленности и торговли Российской Федерации А.Н.Морозова на тематической сессии Комитета по внутреннему транспорту ЕЭК ООН «Автоматизации на транспорте: безопасность при допуске автоматизированных транспортных средств к участию в дорожном движении»

Выступление Заместителя Министра промышленности и торговли Российской Федерации А.Н.Морозова на тематической сессии Комитета по внутреннему транспорту ЕЭК ООН  «Автоматизации на транспорте: безопасность при допуске автоматизированных транспортных средств к участию в дорожном движении»

(Женева, 18 февраля 2019 г.)

Уважаемый г-н Председатель!

Уважаемые дамы и господа!

Позвольте приветствовать всех участников этой очень важной объединенной сессии Глобального форума по безопасности дорожного движения (WP.1) и Всемирного форума по согласованию требований к транспортным средствам (WP.29) Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии (ЕЭК) ООН. Сама жизнь подсказывает необходимость проведения подобного рода мероприятий, поскольку вопросы автоматизации транспортных средств все глубже входят в нашу повседневность, но правовое и нормативное обеспечение запаздывает. Это чревато появлением требований к автоматизированным транспортным средствам и требований по их допуску к участию в дорожном движении, установленных на национальном уровне, выполнение которых производителями для различных рынков может привести к необоснованным финансовым затратам.

Поэтому в Российской Федерации мы поддерживаем все усилия, которые предпринимаются Глобальным форумом WP.1 и Всемирным форумом WP.29 в части разработки международных предписаний в области беспилотных и высокоавтоматизированных транспортных средств. Российские эксперты активно участвуют в этой деятельности, свидетельством чего является избрание представителя России председателем WP.29 на 2019-2020 годы.

Одновременно, подобная работа проводится и на национальном уровне.

В апреле прошлого года утверждена разработанная Минпромторгом России Стратегия развития автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2025 года.

В соответствии со Стратегией, одним из основных направлений развития российской автомобильной промышленности является освоение производства и вывод на рынок продуктов с принципиально новыми свойствами в области автономного вождения и подключенного автотранспорта.

До 2025 года предстоит завершить разработку и вывод на рынок новых продуктов и услуг в следующих областях:

-  системы управления и искусственного интеллекта;

-  системы позиционирования;

- открытая цифровая платформа проектирования и сертифицирования беспилотных транспортных средств и транспортные средства на электрической тяге (БПТС/EV);

-  техническое зрение.

Перспективы автомобилей с технологиями автономного вождения в России во многом будут определяться глобальными факторами, такими как модернизация (адаптация) транспортной инфраструктуры, доступность технологий автономного вождения для разных ценовых сегментов и регуляторная среда.

Профильной рабочей группой по направлению Национальной технологической инициативы «Автонет», созданной при Президенте Российской Федерации, разработана Дорожная карта, направленная на совершенствование нормативной правовой базы и устранение административных барьеров. Реализация Дорожной карты обеспечит создание условий для вывода на рынки Российской Федерации и Евразийского экономического союза различных платформенных решений в сфере «подключенные автомобили», систем помощи водителю, сервисных телематических платформ, технологий кибербезопасности, навигационных технологий и систем беспроводной связи нового поколения.

В Российской Федерации разработкой технологий автоматизации управления занимаются такие компании, как ПАО «КАМАЗ», Государственный научный центр «НАМИ», Волгабас, Яндекс, Cognitive Technologies, Avrora Robotics и многие другие.

С целью проведения испытаний подключенных и беспилотных автомобилей Минпромторгом России создается полигон для тестирования беспилотных транспортных средств и транспортных средств, оборудованных интеллектуальными системами управления.

На полигоне воссоздается городская инфраструктура, позволяющая в полном объеме имитировать городское движение, что вместе с уже имеющейся дорожной инфраструктурой, предназначенной для имитации любых условий эксплуатации транспортных средств (начиная от автомагистрали и заканчивая внедорожными трассами для карьерной техники) и закрытой лабораторной территорией площадью 25 га, позволит создать уникальный центр для полного цикла испытаний, доводки и сертификации беспилотных транспортных средств с учетом суровых климатических условий, свойственных Российской Федерации, что в свою очередь позволит разработать методики проведения испытаний беспилотников на дорогах общего пользования и стандарты безопасности для их допуска к участию в дорожном движении.

С целью подготовки к полноценному внедрению беспилотных транспортных средств Правительством Российской Федерации принято постановление Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2018 г. № 1415 «О проведении эксперимента по опытной эксплуатации на автомобильных дорогах общего пользования высокоавтоматизированных транспортных средств».

Эксперимент продлится до 1 марта 2022 года на территориях г. Москвы и Республики Татарстан.

В эксперименте может принять участие любое высокоавтоматизированное транспортное средство вне зависимости от категории, но, конечно, после всесторонней оценки его безопасности в условиях специальных полигонов. Условием допуска высокоавтоматизированного транспортного средства на дороги общего пользования  является предварительная оценка на соответствие Правилам ООН, а также принятие  владельцем такого транспортного средства специальной декларации, которая базируется на Резолюции по внедрению в практику дорожного движения высокоавтоматизированных и беспилотных автомобилей, недавно принятой Глобальным форумом WP.1. Еще одним обязательным условием для допуска таких транспортных средств на дороги будет являться наличие органов управления и водителя, контролирующего работу автоматики и готового в любой момент вмешаться и взять управление транспортным средством на себя.

На основе данных, полученных в результате проведения эксперимента, предполагается сформировать требования для высокоавтоматизированных транспортных средств, применяемые при проведении оценки соответствия.

О результатах эксперимента российские эксперты готовы регулярно докладывать на заседаниях WP.29 и WP.1. Уверен, что данные, полученные в результате проведения эксперимента, помогут сформировать требования для высокоавтоматизированных транспортных средств, которые в свою очередь могут быть трансформированы в Правила ООН или в Глобальные технические правила ООН.

Хотел бы напомнить, что сегодня наша страна живет в условиях функционирования Евразийского экономического союза, государствами-членами которого являются Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Россия. Обязательные для применения и исполнения требования к выпускаемым в обращение и находящимся в эксплуатации на территории Союза транспортным средствам и их компонентам установлены техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011), который вступил в силу с 1 января 2015 года и базируется на прямом применении Правил ООН и Глобальных технических правил ООН. Это означает, что все разработанные Правила ООН и Глобальные технические правила ООН в части требований к высокоавтоматизированным и беспилотным транспортным средствам и их системам будут имплементированы в технический регламент Евразийского экономического союза.

Завершая свое выступление, хотелось бы подтвердить приверженность идеям соглашений, входящих в сферу компетенции Глобального форума WP.1 и Всемирного форума WP.29.  Российская Федерация готова к дальнейшему тесному сотрудничеству в целях согласования международных правил в отношении автотранспортных средств.  

Спасибо за внимание и разрешите пожелать успехов в проведении совместного форума WP.1 и WP.29!


Карта сайта