Выступления и заявления

Назад

Выступление помощника Министра транспорта Российской Федерации Ю.Б.Петрова в ходе сегмента высокого уровня 81-й сессии Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН

Выступление помощника Министра транспорта Российской Федерации Ю.Б.Петрова в ходе сегмента высокого уровня 81-й сессии Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН 

Уважаемые дамы и господа,

В настоящее время опережающие темпы роста экономики существенным образом зависят от дальнейшего совершенствования транспортных средств и систем, которые, в свою очередь, должны обеспечивать повышение мобильности населения, эффективности грузопассажирских перевозок, повышение безопасности дорожного движения, снижение экологической нагрузки на окружающую среду, повышение комфортности водителей и пользователей транспорта.

Вместе с тем необходимо отметить, что на сегодняшний день рынок транспортных услуг – один из самых динамично развивающихся в мире. Именно поэтому транспорт нуждается в самых современных цифровых технологиях, чтобы оставаться конкурентоспособным на мировом рынке.

Технологии, ранее считавшиеся далёким будущим, уже сегодня завоевывают рынок и становятся частью программ и концепций устойчивого развития городов, а новые решения для транспортной отрасли находят свое применение в самых различных сферах. Всё больше внимания уделяется транспорту, управляемому искусственным интеллектом. В связи с этим хочу отметить, что развитие электромобилей и беспилотных автомобилей, на наш взгляд, несёт в себе огромный потенциал.

Стоит отметить, что перед разработчиками беспилотных автомобилей стоит ряд вызовов и задач. Основным вызовом является неготовность существующей инфраструктуры и несовместимость беспилотного транспортного средства с городской средой, в том числе с другими участниками дорожного движения. В градостроительных планах необходимо предусматривать оснащение дорог соответствующей «умной» инфраструктурой, а также разрабатывать новые стандарты по их строительству.

Однако беспилотный автомобиль должен уметь взаимодействовать не только с инфраструктурой, но и с окружающей его средой, оценивая наличие плохих погодных условий и распознавая дорожные знаки и разметку.

При этом нужно так организовать работу беспилотного автомобиля, чтобы максимально исключить возможность возникновения аварий и несчастных случаев, в частности, научить такую машину правильному разъезду на перекрёстках с другими транспортными средствами (в том числе, управляемыми людьми). Здесь важной составляющей является «программирование интуиции», то есть предсказание ситуации на дороге. И именно этому необходимо «научить» искусственный интеллект, управляющий автомобилем.

Вместе с тем переход на беспилотный транспорт тесно связан с аспектом, касающимся безопасности. Хакерские атаки, взломы, переход террористических угроз в область ИТ, по нашему мнению, сегодня - это наиболее важные вопросы в сфере автоматизации транспорта. Всем здесь присутствующим хорошо известен принцип работы беспилотника. Это самостоятельная поездка из одного пункта в другой, в рамках которой участие человека если и предполагается, то крайне опосредованное. Ему отведена роль наблюдающего, а впоследствии автомобили теоретически смогут ездить и без контролирующего его человека. Исходя из этого, стоит задуматься над вопросом борьбы с терроризмом: злоумышленник может не только сам сесть за руль такого транспортного средства, но и взломать «умную» машину, удаленно подключиться к ней и направить её на толпу людей. В таком случае возможность предугадать подобное действие сведена практически к нулю. В связи с этим считаю целесообразным отметить, что приоритетом при разработке и совершенствовании «умных» автомобилей должно стать предотвращение несанкционированного доступа к системам управления беспилотным транспортом.

Продолжая тему автоматизации транспорта, хочу поделиться с вами информацией о комплексе мероприятий, проводимых в России в этом направлении. Председателем правительства Российской Федерации утвержден план мероприятий по совершенствованию законодательства и устранению административных барьеров в целях внедрения новых технологических решений на автомобильном транспорте. Начата работа по подготовке к внесению необходимых изменений в основные федеральные законы в сфере организации дорожного движения в целях введения в правовое поле транспортных средств с функцией автоматизированного дорожного вождения. Одновременно с этим нами принимается активное участие в деятельности профильных рабочих групп КВТ ЕЭК ООН по внесению соответствующих корректировок в международные правовые акты.

Активно прорабатываются вопросы создания на территории Российской Федерации инфраструктуры, необходимой для беспилотного транспорта. В рамках реализации программы «Цифровая экономика» до конца 2021 года планируется обеспечить покрытие федеральных автомобильных дорог и объектов транспортной инфраструктуры нашей страны сетями беспроводной связи с возможностью передачи данных между беспилотными автомобилями.

Подводя краткий итог, хотел бы отметить следующее. Эра беспилотных автомобилей уже не за горами, через несколько лет они преодолеют все трудности на пути к тотальному господству на дорогах. Они уже признаны в два раза безопаснее транспортных средств под управлением человека, а с развитием технологий их компьютерный «разум» сможет полностью заменить водителей. Однако, по всей видимости, прежде чем беспилотные автотранспортные средства дойдут до широкого круга потребителей, им придётся пройти множество тестов и усовершенствований. Считаю, что одной машины достаточно, чтобы определить жизнеспособность идеи, но для более подробного массива данных нужны сотни автомобилей под управлением искусственного интеллекта.


Карта сайта