Вопросы международной торгово-экономической политики

Назад

ВЫСТУПЛЕНИЕ С.А.АНДРЕЕВА, заместителя директора Департамента международного сотрудничества Министерства транспорта Российской Федерации, руководителя российской делегации на 80-й сессии Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН (Женева, 20 февраля 2018 г.)

Географическое положение России обуславливает высокий спрос
на контейнерные перевозки со стороны иностранных грузоотправителей как в странах Европы, так и в Азии. Наращиваемые объемы транзитных грузов сделали необходимым внедрение сервисов по ускоренной доставке. В сфере контейнерных перевозок в настоящее время набирают популярность «сквозные» сервисы, которые включают организацию всех этапов перевозки на всех этапах одним оператором.

В этой связи необходимо отметить, что Транспортной стратегией Российской Федерации определен ряд соответствующих мер.

Наряду с инфраструктурными мероприятиями, такими как увеличение пропускной способности российских морских портов, комплексное развитие крупных транспортных узлов, повышение конкурентоспособности международных транспортных коридоров, значительное внимание уделяется вопросам развития цифровых и интермодальных технологий.

Неотъемлемой частью этой работы, которая проводится в широкой международной кооперации, является деятельность по упрощению документации, разработке единого перевозочного документа, учета сквозных требований к развитию инфраструктуры, обеспечивающих техническую и технологическую совместимость в мультимодальных транспортных системах.

Разумеется, эта работа не может быть выполнена без особого внимания к вопросам подготовки кадров для транспортной и логистической отрасли. В 2017 году с учетом возрастающего объема мультимодальных перевозок, расширения логистического сервиса и соответствующих требований к человеческому капиталу, в Москве на базе Московского государственного университета путей сообщения образован  Российский университет транспорта.

Развитие системы мультимодальных перевозок предусматривает оптимальное использование возможностей того или иного вида транспорта, в сочетании с предоставлением широкого спектра информационных услуг и возможностей электронного документооборота, выводящее на рынок транспортных услуг конкурентоспособный транспортный продукт.

Созданию устойчивой транспортной системы способствует сбалансированная маркетинговая политика, являющаяся привлекательной для владельцев дорогостоящих грузов, для которых скорость доставки выступает ключевым параметром выбора логистической схемы.

При этом мы рассчитываем, что с развитием сети автомобильных дорог и маршрутов в рамках Шанхайской организации сотрудничества, в том числе маршрутов «Европа - Западный Китай» и «Меридиан», созданием на территории страны сети «сухих портов» пользователи в Евроазиатском транспортном пространстве получат новые возможности для формирования оптимальных логистических схем.

Говоря о международной составляющей таких перевозок, важно подчеркнуть значение перевозок по Транссибирской магистрали, являющейся важным элементом мультимодальных евроазиатских связей.

Благодаря комплексным мероприятиям, связанным с развитием транспортной инфраструктуры по повышению скоростей движения и сокращению узких мест, развитию инфраструктуры пунктов пропуска,  организации ускоренных регулярных контейнерных сервисов, внедрению цифровых технологий данные перевозки ежегодно демонстрируют уверенный рост.

По итогам 2016 года перевозки грузов в контейнерах по Транссибу возросли на 30%, в 2017 году – более чем на 50 % составив около 800 тыс. контейнеров в двадцатифитовом эквиваленте.

Согласно имеющимся стратегическим программным документам, эти перевозки к 2020 году должны преодолеть планку в 1 млн. ДФЭ в год.

По данным статистики, каждый четвертый контейнер, следующий по Транссибу – транзитный.

Активизации транзитных перевозок способствовала широкая работа, ведущаяся в рамках Организации сотрудничества железных дорог и на двусторонней основе со странами-партнерами, в т.ч. по расширению применения унифицированной накладной ЦИМ/СМГС.

Мы рассчитываем на продолжение активного международного сотрудничества по данному вопросу в рамках Комитета по внутреннему транспорту ЕЭК ООН и его рабочих органов, а также в формате создающегося Межрегионального комитета по транспорту между Азией и Европой.

Разумеется,  важным аспектом для развития транспортно-логических схем является широкое применение ИТС.

Практическим примером в этой сфере является проект «Интеллектуальный транспортный коридор Санкт-Петербург  - Хельсинки», реализующийся с 2012 года.  Основной целью этого проекта является развитие трансграничных информационных сервисов, интеграция государственных и коммерческих информационных систем, обмен опытом в сфере внедрения интеллектуальных транспортных систем.

Еще один существенный вызов, подчеркивающий необходимость развитиямультимодальных перевозок, связан с продолжающейся урбанизацией и образованием городских агломераций.

В России за последнее 25 лет число крупных и крупнейших городов возросло на 63 и 25 %, соответственно, автомобильный парк вырос более чем в 4 раза.

Повышение доли городского населения и концентрация деловой активности в центрах городов подчеркивает значимость  взаимной увязки транспортной и градостроительной политики.   При этом уделяется внимание каждому виду транспорта с целью оптимального использования пропускных возможностей городских улиц.

Принятым в конце прошлого года Федеральным законом «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» введен единый понятийный аппарат в сфере организации дорожного движения, установлены полномочия органов исполнительной власти различных уровней, установлены требования к обеспечению эффективности организации дорожного движения, регламентируется парковочная деятельность, определены требования к документации по организации дорожного движения, установлены правовые основы для осуществления контроля в этой области.

Особое место в законе занимают вопросы транспортного планирования – установлены обязанности для городов и муниципальных образований разрабатывать программы развития транспортной инфраструктуры и организации дорожного движения, согласованные с соседними территориальными образованиями.

Кроме того, в разрабатываемой в настоящее время Стратегии развития автомобильного и городского электрического транспорта особое внимание  уделяется развитию мультимодальных связей и взаимной интеграции различных видов транспорта, как неотъемлемой части устойчивых городских систем.

Благодарю за внимание.