Вопросы международной торгово-экономической политики

Назад

ВЫСТУПЛЕНИЕ представителя Российской Федерации С.В.Иванова в качестве координатора Группы ЕАЭС на пленарном заседании 67-й сессии Совета по торговле и развитию ЮНКТАД по пункту 3 повестки дня «Планируемые и/или осуществляемые ЮНКТАД меры по содействию странам-членам в восстановлении промышленности и торговли в рамках противодействия пандемии COVID-19» (3 июля 2020 г.)

ВЫСТУПЛЕНИЕ

 

представителя Российской Федерации С.В.Иванова

в качестве координатора Группы ЕАЭС

на пленарном заседании 67-й сессии Совета по торговле и развитию  ЮНКТАД по пункту 3 повестки дня «Планируемые и/или осуществляемые ЮНКТАД меры по содействию странам-членам в восстановлении промышленности и торговли в рамках противодействия

пандемии COVID-19»

 

(3 июля 2020 г.)

 

Уважаемый г-н Председатель!

Уважаемый г-н Генеральный секретарь!

Уважаемые коллеги!

В целом удовлетворительно оцениваем деятельность Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) в период пандемии COVID-19. После некоторой паузы Организация вошла в «чрезвычайный» режим и наладила ритмичную работу. Вместе с тем, ощущается потребность в повышении координации между подразделениями Секретариата ЮНКТАД в рамках отклика на COVID-19 и выработки более «видимой» и всеобъемлющей позиции высшего руководства, что способствовало бы формированию более целостного ответа всей Организации на новые вызовы. Вполне вероятно, что нас ждут новые кризисные явления, в связи с чем ЮНКТАД необходимо иметь наготове адекватную антикризисную стратегию деятельности.

Отмечаем высокое качество информационно-аналитической работы в условиях пандемии: отделами ЮНКТАД было представлено много качественной секторальной статистики и аналитики в области инвестиций, мировой торговли, цифровой экономики, положения наиболее уязвимых стран в контексте пандемии коронавирусной инфекции. Эти наработки создают хорошую основу для информирования широкой общественности, принятия выверенных политических и управленческих решений. В порядке рекомендации хотели бы предложить применять более комплексный подход к формулированию антикризисных мер, усилить мониторинговые функции с акцентом на выявление факторов, препятствующих преодолению кризисной ситуации.

Для адекватной оценки отклика ЮНКТАД на COVID-19 и отдельных весьма значимых инициатив, выдвигаемых на уровне отделов Секретариата ЮНКТАД, хотелось бы уточнить, каков статус этих предложений? Это личное мнение отдельных, пусть и высокопоставленных, экспертов организации или консолидированная позиция руководства ЮНКТАД? На наш взгляд, более четкое позиционирование руководства ЮНКТАД по отношению к этим инициативам помогло бы выстроить их адекватное рассмотрение в рамках межправительственного механизма.

В части технического сотрудничества хотели бы отметить следующее. При том, что некоторые начинания ЮНКТАД в этой области (например, совместный проект с ВОЗ по созданию мощностей для производства лекарств в развивающихся странах, запуск нового проекта по восстановлению экономики в посткоронавирусный период за счет поддержки малого и среднего предпринимательства в развивающихся странах и странах с переходной экономикой) заслуживают высокой оценки, нет целостного понимания, в какой степени техсодействие ЮНКТАД, как одно из важнейших направлений деятельности Организации, переориентировалось на вызовы COVID-19. Важно, чтобы стратегия техсодействия, которую странам-членам предстоит рассмотреть осенью, адекватно реагировала на новые риски в мировом торгово-экономическом ландшафте, порождаемые пандемией. При этом при осуществлении техсодействия следует, на наш взгляд, сконцентрироваться на выработке мер торгово-экономического и инвестиционного характера, направленных на содействие развитию реального сектора экономик стран-членов в рамках борьбы с бедностью, что поможет странам последовательно наращивать собственный производственный потенциал, в том числе, и для реагирования на вызовы посткризисного восстановления. Подчеркиваем необходимость оказания технической помощи и экспертного содействия всем группам стран, включая страны со средним уровнем дохода.

Что касается межправительственного механизма, то в новых «виртуальных» условиях он поначалу давал сбой - было много процедурных сложностей, связанных с переходом к дистанционным формам работы. С учётом этого крайне важно окончательно отработать процедуры удаленных форм работы и быть готовыми в случае повторных чрезвычайных ситуаций более четко переходить на дистанционный формат взаимодействия без потери качества работы межправительственного механизма.

В контексте предстоящих задач исходим из того, что ЮНКТАД, при должной координации с организациями-смежниками и не допуская дублирования функций и ненужного распыления бюджетных и внебюджетных средств, должна стремиться к интегрированному подходу, который бы органично соединял в себе набор неотложных мер «посткоронавирусного» периода по облегчению экономического положения всех групп стран с долгосрочными задачами обеспечения перехода на траекторию устойчивого развития. В связи с этим, в предстоящий период наиболее значимыми с точки зрения формирования комплексного отклика ЮНКТАД на вызовы пандемии нам видятся следующие направления  деятельности Организации:

- содействие в мобилизации внутренних источников финансирования индустриального развития наиболее уязвимых стран, особенно НРС (в том числе по вопросам незаконных финансовых потоков, размывания налоговой базы); определение подходов к облегчению долгового бремени развивающихся стран;

- задействование потенциала промышленной революции 4.0 во благо экономического развития с учетом новых «виртуальных» тенденций;

- активный мониторинг процессов мировой торговли, в том числе анализ негативного воздействия односторонних ограничений на торговлю в условиях пандемии; разработка вариантов «зеленых» торговых коридоров для доставки необходимых товаров гуманитарного характера в страны, подверженные этим ограничениям; подготовка рекомендаций и решений по развитию торговли, инвестиций на стыке с проблематикой развития;

- анализ воздействия COVID-19 на ситуацию с глобальными цепочками добавленной стоимости и разработка практических рекомендаций по их возможной реконфигурации, в том числе в рамках региональных интеграционных объединений.

- комплексная аналитическая оценка влияния фактора COVID-19 на реализацию глобальной социально-экономической и природоохранной повестки дня на период до 2030 года и подготовка рекомендаций по минимизации рисков воздействия пандемии на динамику достижения ЦУР, в том числе в отношении инвестиций в проекты устойчивого развития.

Благодарю за внимание.