Вопросы международной торгово-экономической политики

Назад

Выступление Постоянного представителя Российской Федерации при ООН и других международных организациях в Женеве Г.М.ГАТИЛОВА в ходе сессии по рассмотрению инвестиционного обзора ЮНКТАД для Армении, Женева, 12 ноября 2019 г.

ВЫСТУПЛЕНИЕ

Постоянного представителя Российской Федерации при ООН и других международных организациях в Женеве

Г.М.ГАТИЛОВА

в ходе сессии по рассмотрению инвестиционного обзора ЮНКТАД

для Армении

 

Женева, 12 ноября 2019 г.

 

 

Уважаемый г-н Председатель!

Уважаемый господин Генеральный секретарь ЮНКТАД!

Прежде всего хотел бы поприветствовать представительную делегацию Армении.

Благодарим экспертов ЮНКТАД за содержательный Обзор, который не только дает целостное представление об инвестиционном режиме Армении, но и содержит глубокий и объективный анализ его потенциала и неиспользованных возможностей. Очень важно, что в документе даны конкретные рекомендации по совершенствованию инвестиционной политики.

Ключевые разделы обзора - «Инвестиционные рамки», «Стратегия», «Инвестиционные цели и меры» - содержат предложения по совершенствованию системы управления, налоговой системы, трудовых отношений, подходов к вопросам интеллектуальной собственности и качественной инфраструктуры.

Интерес представляют подходы авторов обзора к определению прорывных отраслей, способных генерировать наиболее значительный приток инвестиций и экспортных поступлений. Это текстильная промышленность, виноделие, туризм, сфера компьютерных технологий. Разделяем мнение экспертов ЮНКТАД о необходимости разработки адресной инвестиционной стратегии в отношении каждого из этих секторов, проведения выверенной политики по привлечению инвестиций. С удовлетворением отмечаем, что руководство страны демонстрирует политическую волю к принятию комплексных мер по улучшению инвестиционного климата, совершенствованию законодательных и регулятивных рамок.

Ключевым стимулирующим фактором инвестиционного режима Армении считаем ее членство с 2015 года в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС). По нашему мнению, обзор только бы выиграл, если бы в нем более развернуто были рассмотрены проходящие в рамках ЕАЭС интенсивные процессы формирования общих рынков в сфере транспорта, энергетики, финансов как существенных предпосылок наращивания взаимного инвестиционного сотрудничества.

Объем взаимных накопленных прямых инвестиций ЕАЭС по итогам 2018 года составляет 27 млрд.долл. Поставлена задача увеличить этот объем по меньшей мере в 1,5 раза к 2024 году. До конца этого года Евразийская экономическая комиссия разработает предложения по созданию цифрового ресурса по инвестиционным проектам для реализации в странах Союза в целях решения стратегической задачи по увеличению объема взаимных инвестиций и росту объема взаимной торговли инвестиционными товарами в ЕАЭС.

В структуре российско-армянских двусторонних отношений, которые по праву можно назвать отношениями союзничества и стратегического партнерства, видная роль принадлежит взаимодействию в торгово-инвестиционной сфере. Торговые связи между нашими странами набрали хорошую динамику, о чем свидетельствует, в частности, более чем трехкратное увеличение армянского экспорта в Россию за последний период, который в 2018 году составил 516 млн. долл.

Одновременно Россия остается крупнейшим источником прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в Армению. На долю России приходится около 42% от всего объема чистых запасов всех иностранных инвестиций, направленных в реальный сектор экономики страны.

Российские ПИИ традиционно концентрируются в энергетике горнодобывающей  промышленности, транспорте, банковской сфере, торговле и телекоммуникациях.

При этом отмечу, что большая часть инвестиций из России – прямые, тогда как инвестиции из других стран – преимущественно портфельные. Отрадно, что в настоящее время в Армении функционируют более 40 крупных предприятий со стопроцентным либо частичным участием российского капитала в ведущих отраслях экономики страны, которые входят в список основных налогоплательщиков и являются крупнейшими работодателями Республики.

Среди наиболее крупных российских проектов в Армении - строительство нового атомного энергоблока Армянской АЭС компанией ЗАО «Атомстройэкспорт», создание телемедицинской системы компанией НПО «Национальное телемедицинское агентство», освоение месторождений урановой руды компанией ОАО «Атомредметзолото», завершение строительства 5-го блока Разданской ТЭС и создание на ее базе единого технологического комплекса компаниями ОАО «Силовые машины» и ОАО «Газпром», создание фонда венчурных инвестиций ОАО «Российская венчурная компания».

Расширение российско-армянского инвестиционного сотрудничества способствует укреплению позиций двух стран в рамках новой глобальной экономики XXI века, повышая устойчивость перед негативными внешними воздействиями. В условиях, когда ряд стран осуществляют политически ангажированные антироссийские экономические санкции, реально затрагивающие и интересы стран ЕАЭС, развитие инвестиционного взаимодействия России и Армении способствует повышению степени защиты национальных экономик.

Нашим армянским друзьям при поддержке партнеров еще предстоит многое сделать для повышения инвестиционной привлекательности своей страны. Полагаем, что ключевыми факторами успеха являются  адекватная нормативно-правовая база, устойчивые институты государственного управления, правильный выбор точек инвестиционного роста.

В заключение хотел бы еще раз поблагодарить ЮНКТАД за содержательный документ и пожелать Армении получить быструю и практическую отдачу от  реализации содержащихся в нем рекомендаций.

Благодарю Вас!