Вопросы безопасности и разоружения

Назад

Выступление представителя Российской Федерации А.И.Белоусова на пленарном заседании Первого комитета 74-й сессии ГА ООН по процедурным вопросам 21 октября 2019 года

Выступление представителя Российской Федерации А.И.Белоусова
на пленарном заседании Первого комитета 74-й сессии ГА ООН по процедурным вопросам

 

21 октября 2019 года

Добрый день, уважаемые коллеги,

Я взял слово для того, чтобы вновь вернуться к тому вопросу, который наша делегация подняла на организационном заседании
3 октября. С того момента прошло две с половиной недели. Мы вправе рассчитывать, что за этот срок произошли существенные изменения в той ситуации, которая сложилась по вине властей Соединенных Штатов Америки. Я имею в виду устранение препятствий для свободного доступа представителей государств-членов ООН в штаб-квартиру Организации для участия в работе ее органов. Однако никаких подвижек по улучшению или урегулированию этой ситуации с тех пор не произошло. Поэтому я вынужден дать новый обзор положения дел с выполнением США своих обязательств по Соглашению 1947 года о штаб-квартире ООН и тех негативных последствий, к которым может привести продолжение дискриминационной политики США в отношении ряда государств-членов ООН. Пойду по пунктам.

1.  Работа в ООН и ее органах базируется на закрепленных в Уставе Организации фундаментальных принципах. Никто из государств не вправе нарушать их или по своему усмотрению трактовать. Один из этих принципов состоит в том, что все соглашения и договоры должны безусловно выполняться. В подходах США к основополагающему соглашению между ООН и страной пребывания мы видим грубейшее нарушение этого принципа. Вряд ли можно говорить о каком-то доверии при взаимодействии с США, если американские власти, вопреки четко прописанным положениям Соглашения 1947 года, вот уже на протяжении порядка 30-ти лет попирают права государств-членов ООН на полноформатное участие в деятельности ее органов. 

Еще один важный принцип – равенство всех государств-членов ООН.

Нарушая свои обязательства по Соглашению 1947 года, США самым беспардонным образом подрывают этот принцип. Не имея возможности направить на мероприятия ООН своих экспертов из-за визового произвола американских властей, другие государства оказываются в худших по сравнению с самими США условиях.

Получается, что Вашингтон может легко «сколотить» мощную экспертную команду для решения любого вопроса повестки дня Первого комитета. В то же время другие страны в любой момент могут быть лишены такой возможности. Это усугубляет их неравное по отношению к США положение, которое в некоторых случаях и так в силу экономических, социальных и внутриполитических проблем зачастую несравнимо хуже американского. Для нас ситуация, когда США постоянно злоупотребляют своими обязанностями страны пребывания ООН, категорически неприемлема. 

Подчеркну, что речь идет именно об обязательствах, к которым, непонятно по какой причине, Вашингтон с некоторых пор начал относиться как к своей прихоти.

Напомню, что эти обязательства связаны с дарованной США
привилегией – принимать на своей территории ООН, наш общий с вами дом. Эта привилегия возлагает особую ответственность на страну пребывания за обеспечение нормального функционирования Организации. Последнее же предусматривает возможность полноформатного участия всех без исключения государств в работе ее органов и структур. Принимающее государство в связи с этим должно обеспечить безусловную реализацию данной возможности. Хочет оно этого или нет.

В «визовой» проблеме мы видим полное пренебрежение со стороны Вашингтона этой ответственностью. Речь в данном конкретном случае идет о государстве-постоянном члене Совета Безопасности, обладателе ядерным оружием, на котором наряду с прочим лежит особая ответственность за поддержание мира и международной безопасности. Возникает справедливый вопрос: если США столь пренебрежительно относятся к своему статусу страны пребывания, не будут ли они столь же безответственно подходить и к вопросам мира и безопасности? Хотя, принимая во внимание исторический опыт конца XX и первых двух десятилетий XXI века, это скорее риторический вопрос.

2. Теперь перейду от общего к конкретике. На протяжении последних двух с половиной недель мы не наблюдаем со стороны США каких-либо практических шагов по улучшению ситуации с выдачей виз членам иностранных делегаций, в том числе российской, которые должны были участвовать в работе Первого комитета. Более того, последнее заседание Комитета по сношениям со страной пребывания продемонстрировало, что власти США не собираются менять свою позицию и пересматривать дискриминационную визовую политику. И это несмотря на то, что вопрос ставится вполне конкретно, остро и имеет под собой солидное правовое основание. 

Представитель США в Комитете по сношениям со страной пребывания однозначно дал понять, что по соображениям национальной безопасности визы выданы не будут. Таким образом, полноценное участие российской делегации и ряда других делегаций, по сути, заблокировано. 

Считаем совершенно необоснованными и странными заявления о том, что вопрос выдачи виз иностранных представителям, прибывающим для участия в мероприятиях под эгидой ООН, обусловлен соображениями национальной безопасности. Если США усматривают в работе ООН и участии в ней иностранных делегатов угрозу своей безопасности, тогда впору ставить вопрос о переносе штаб-квартиры Организации из Нью-Йорка в какой-нибудь другой город. До сих пор все государства-члены ООН рассматривали эту Организацию как один из важнейших многосторонних механизмов по выработке мер поддержания международного мира и обеспечения глобальной безопасности. И только США по каким-то непонятным соображениям заявляют об опасности, которую ООН представляет для них.

3.  На протяжении этих двух с половиной недель мы ощущали активную поддержку со стороны государств, чьи представители стали жертвами дискриминационной визовой политики США. Кроме того, многие делегации заявляли о своем сочувствии и понимании нашей позиции. Я хочу выразить благодарность и тем, кто всячески поддерживает позицию Российской Федерации, и тем, кто нам искренне сочувствует. Однако мы подняли вопрос о соблюдении США своих обязательств по Соглашению 1947 года не в расчете на понимание и сочувствие, а затем чтобы вместе со своими коллегами по самому авторитетному комитету ООН заявить о категорическом несогласии с проводимой США дискриминационной политикой. 

Призывали и призываем всех наших коллег по Комитету направить США недвусмысленный сигнал о неприемлемости этой политики и нетерпимости к позиции Вашингтона, игнорирующего свои обязательства по Соглашению 1947 года. В случае если делегации не откликнутся на наш призыв и самоустранятся от выражения своего несогласия с деструктивной и дискриминационной линией США, это может привести к самым печальным для многостороннего разоруженческого механизма последствиям. Не проявив совместно твердость и решительность в этом вопросе, мы тем самым согласимся, что США могут и далее творить произвол, навязывать всем свое мнение и оказывать беспрецедентное давление на любое несогласное с ними государство. Такого сценария допустить нельзя. 

 

Хочу еще раз подчеркнуть, что обращение к Первому комитету – это вынужденная мера, вызванная тем, что за последнее время ситуация с выдачей виз иностранным представителям деградирует самым драматическим образом. Только на примере своей делегации могу подтвердить этот печальный факт. В прошлом году речь шла лишь об одном эксперте, которому было отказано в получении американской визы. Причем визу не получил ключевой член российской делегации, начальник отдела МИД России Константин Воронцов, который непосредственно занимается вопросами многостороннего разоружения, включая Первый комитет Генеральной Ассамблеи ООН. В этом году визы не получили уже восемь членов нашей делегации, то есть почти половина ее членов, причем среди них не только сотрудники МИД России, но также представители Минобороны и Госкорпорации «Роскосмос», которые должны были участвовать в тематических дискуссиях, мероприятиях «на полях» Первого комитета и в консультациях по проектам резолюций. Если говорить о недопредставленности российской делегации на Генассамблее 74-й сессии в целом, то отказ в американской визе получили 18 человек.

На фоне такого адресного удара по российской делегации циничным издевательством выглядят предложения американских коллег совместно поработать над выработкой единых проектов резолюций по Мерам транспарентности и доверия в космосе и международной информационной безопасности. Особое недоумение вызывает их готовность направить в Нью-Йорк для этого «свои команды специалистов». Другими словами, нам навязывают «игру в одни ворота», да еще при подавляющем численном и экспертном преимуществе со стороны США. Повторяя за нашим известным хоккейным комментатором, заявляю: «Нам такой хоккей не нужен!»

Проводя линию «визового» давления на другие государства, влияя таким образом на состав их делегаций и способность конструктивно и глубоко вести предметный диалог по наиболее актуальным вопросам повестки дня Первого комитета, США прямо и целенаправленно подрывают работу этого органа ООН. Игнорируя наши обращения и призывы как можно скорее урегулировать ситуацию, США блокируют деятельность Первого комитета. И это факт, от которого они не смогут отмахнуться, как они это делают в отношении своих обязательств по Соглашению 1947 года.

Мы обратились к Первому комитету с тем, чтобы послать американским властям мощный сигнал от 193-х делегаций о том, что устроенный США визовой беспредел категорически недопустим.

4.  Тут в кулуарах высказывалось мнение, что так называемый визовой вопрос имеет исключительно двусторонний характер. Такие суждения несостоятельны как с политической, так и с правовой точки зрения. Не Россия, а США являются страной пребывания ООН. Не Россия, а США добровольно взяли на себя обязательство по Соглашению 1947 года «О штаб-квартире ООН». Никто их к этому не принуждал. Не Россия, а США обязаны обеспечивать свободный доступ иностранным представителям в штаб-квартиру ООН. Российская делегация направлялась в Нью-Йорк не на двусторонние «посиделки» с американскими коллегами, а для рассмотрения в многостороннем формате с другими государствами-членами ООН наиболее острых и чувствительных вопросов международной безопасности.

В данном конкретном случае Российская Федерация выступает от имени и в поддержку большой группы государств, пострадавших от самоуправства американских властей. Я не буду повторять цифры и сроки, которые были озвучены в ходе заседания Комитета по сношениям со страной пребывания 15 октября. Скажу лишь одно – безразличие, которое США на протяжении нескольких десятилетий демонстрируют в ответ на справедливые требования государств-членов ООН, просто шокирует. 

 

Терпеть такое положение дел далее невозможно. Мы мириться с этим больше не намерены. Будем последовательно прилагать все усилия для того, чтобы США изменили отношение к собственным обязательствам по Соглашению 1947 года. Рассчитываем в этом вопросе на солидарную поддержку остальных государств-членов ООН. Никто, кроме США, не способен урегулировать визовую проблему. Американские власти должны в полной мере осознать все последствия политики, выбранной ими в качестве генеральной линии в отношении других государств-членов ООН, которые по каким-то причинам стали неугодны Вашингтону.

5.  На протяжении этих двух с половиной недель мы с разных сторон слышали, что Первый комитет не та площадка, на которой следует поднимать и обсуждать визовую проблему. Об этом нам говорили некоторые члены других делегаций, представители Секретариата ООН и гражданского общества.

Соглашусь, что мандатом Первого комитета не предусмотрено обсуждение вопросов, которые находятся в ведении Комитета по сношениям со страной пребывания. Однако мы не собирались обсуждать визовую проблему. Тем более, мы не собирались и не намерены тут заниматься выяснением отношений с кем бы то ни было. Мы поставили вопрос об эффективном функционировании Первого комитета, чему препятствует дискриминационная визовая политика США, а в более широком контексте – пренебрежение американскими властями своими обязательствами по Соглашению 1947 года. Именно о нормализации деятельности Первого комитета мы говорили две недели назад и говорим сейчас.

Напомню уважаемым коллегам, что к ведению нашего Комитета согласно документу A/C.1/74/1 помимо субстантивных вопросов повестки дня отнесен вопрос «Активизация работы Генеральной Ассамблеи». Обеспечение эффективной работы Первого комитета, содействие доскональному обсуждению всех субстантивных вопросов его повестки дня в полной мере соотносится с данным пунктом повестки дня Генассамблеи. Для нас это принципиальный вопрос, напрямую касающийся будущего Первого комитета, и будущего контроля над вооружениями, разоружения и нераспространения. Будет невозможно принять ни одного стоящего решения, если по воле лишь одного государства, которое мы с вами наделили полномочиями в отношении ООН, будет постоянно подрываться работа ключевого Комитета нашей с вами Организации. 

Хочу обратить внимание, что мы не в первый раз наблюдаем попытки США дестабилизировать работу одного из элементов многостороннего разоруженческого механизма ООН. В ходе сессии Конференции по разоружению 2018 и 2019 годов США саботировали работу этого форума во время соответственно сирийского и венесуэльского председательств. 

6.  Все попытки обвинить Россию в блокировании работы Первого комитета – абсурдны. Мы, как и подавляющее большинство делегаций, кровно заинтересованы в конструктивном, беспристрастном, всестороннем и объективном обсуждении повестки дня Первого комитета. Как государство-постоянный член Совбеза ООН Российская Федерация в полной мере осознает свою ответственность за выработку решений, способствующих урегулированию наиболее острых проблем в области контроля над вооружениями, разоружения и нераспространения, что в свою очередь должно содействовать укреплению международного мира и глобальной безопасности. 

Серьезность нашей заинтересованности в нормальной работе Первого комитета подтверждается первоначальным составом нашей делегации, в которую помимо представителей МИД были включены эксперты других российских министерств и ведомств. Мы готовились к предметному и профессиональному диалогу с остальными делегациями без исключения по всей повестке дня Первого комитета. Однако власти США, не выдав визы половине нашей делегации, резко ограничили наши возможности по участию в таком диалоге. 

Еще одним доказательством нашего стремления активно и плодотворно участвовать в работе Первого комитета 74-й сессии ГА ООН является внесение нами проектов четырех резолюций и одного решения, а также готовность к обсуждению проектов подобных документов, представленных другими государствами. 

Кроме того, мы приветствовали стремление делегаций преодолеть процедурные сложности и заняться обсуждением субстантивной повестки дня. Мы согласились на проведение общеполитических дебатов. Тем самым государства смогли реализовать свое право заявить о приоритетных для них вопросах, которые, по их мнению, требуют скорейшего решения в целях поддержания международного мира, региональной и глобальной безопасности. 

Также не было никаких препятствий для официального представления делегациями своих проектов резолюций и решений на рассмотрение Первого комитета. 

Всё это является веским доказательством приверженности России эффективному функционированию многостороннего разоруженческого механизма ООН. Поэтому нет никаких оснований обвинять нас в блокировании или подрыве работы Первого комитета. Мы готовы вместе с другими делегациями обсуждать и определять направления совместных усилий международного сообщества в области контроля над вооружениями, разоружения и нераспространения, используя для этого в полной мере потенциал Первого комитета.

7.  Ключевым принципом для Первого комитета при рассмотрении организационных и процедурных вопросов традиционно оставался принцип консенсуса. Любое голосование на начальном этапе работы Комитета рассматривалось как нечто из ряда вон выходящее и не способствующее поддержанию благоприятной атмосферы для субстантивных дискуссий. Полностью разделяем этот подход. 

Программа работы Комитета должна приниматься консенсусом, однако это возможно только тогда, когда отсутствуют какие-либо факторы, в том числе внешние, препятствующие началу субстантивной работы форума. Но даже в таких экстремальных обстоятельствах нам все равно следует стремиться к консенсусу, поскольку его отсутствие станет еще одним признаком глубокого кризиса, охватившего такую исключительно важную для международной безопасности сферу, как контроль над вооружениями, разоружение и нераспространение. 

На протяжении нескольких лет мы наблюдаем другой признак этого кризиса. Я говорю о ежегодном снижении количества проектов резолюций, которые одобряются в Первом комитете консенсусом. В прошлом году таких документов было менее половины от общего числа. В этом году их может стать еще меньше.

В таком кризисе могут быть заинтересованы только те, кто предпринимает деструктивные шаги по подрыву всей архитектуры международной безопасности, не гнушаясь никакими средствами.

Чтобы избежать углубления этого кризиса, российская делегация готова в тесном взаимодействии с другими делегациями искать компромисс для продолжения нашей совместной субстантивной работы в Первом комитете.

Еще несколько слов. Если США не воспользуются той передышкой, которую мы можем им предоставить, Российская Федерация будет вынуждена твердо настаивать на переносе работы и Первого комитета, и Комиссии ООН по разоружению в Вену или Женеву. Мы также не против рассмотрения для этих форумов любой другой площадки, где есть необходимая для их деятельности инфраструктура. В этом видим единственно возможное решение проблемы с доступом иностранных представителей на мероприятия ООН, если США по-прежнему будут отказываться принимать какие-либо реальные меры по урегулированию визовой проблемы.

Тем, кто сомневается в правильности данной инициативы, хочу задать вопрос о том, готовы ли они гарантировать, что уже в ближайшее время США откажутся от своей дискриминационной политики и выдадут визы всем членам делегаций, которые собираются прибыть в Нью-Йорк для участия в ряде важнейших международных мероприятий, в частности в Конференции по зоне, свободной от ядерного оружия и других видом ОМУ, на Ближнем Востоке, в очередной сессии Комиссии ООН по разоружению, в Обзорной конференции Договора о нераспространении ядерного оружия 2020 года. Готов ли Секретариат ООН гарантировать, что нынешняя ситуация с доступом в штаб-квартиру ООН снова не повторится во время следующей сессии Первого комитета, а все направляемые столицей эксперты сумеют попасть на все вышеперечисленные мероприятия?

Хотел бы также напомнить о нашем требовании предоставить Первому комитету отчет о тех усилиях, которые были предприняты Секретариатом ООН по урегулированию визовой проблемы, а также конкретные предложения по ее исправлению. Кроме того, мы просили, чтобы Секретариат ООН дал однозначную оценку дискриминационной политике США в отношении делегаций других государств. До сих пор мы не услышали ни такого отчета с предложениями, ни такой оценки. Рассчитываем, что в ходе встречи с Высоким представителем Генсекретаря по вопросам разоружения г-жой И.Накамицу это недоразумение будет устранено. Российская делегация настаивает на этом, поскольку не видит никаких ощутимых результатов от усилий Секретариата по урегулированию визовой проблемы. Если Высокий представитель не способна снять наши озабоченности, тогда пусть перед Комитетом по этой проблеме выступит лично Генеральный секретарь. 

Спасибо, г-н Председатель. Спасибо, уважаемые коллеги. Я благодарю за прекрасный перевод, который сделали переводчики. Спасибо им за профессиональную работу.