Вопросы безопасности и разоружения

Назад

Выступление Постоянного представителя России при Отделении ООН в Женеве Г.М.Гатилова по пункту 3 повестки дня Конференции по разоружению

Выступление Постоянного представителя России при Отделении ООН в Женеве Г.М.Гатилова по пункту 3 повестки дня Конференции по разоружению

 

Уважаемый г-н Председатель,

Уважаемые коллеги,

Тема сегодняшнего заседания уже неоднократно обсуждалась в этом и прошлом году. Состоялись углубленные дискуссии в рамках вспомогательного органа 3, целью которых было сближение позиций государств по путям предотвращения гонки вооружений в космическом пространстве (ПГВК). Более амбициозную и практическую задачу ставила перед собой учрежденная по инициативе России и Китая Группа правительственных экспертов ООН по выработке дальнейших мер по ПГВК, две сессии которой прошли в 2018-19 гг. здесь в Женеве. Проблематика ПГВК остается в фокусе внимания не только КР, но и двух других форумов – Первого комитета и Комиссии ООН по разоружению – составляющих разоруженческий механизм ООН.

Её отдельные аспекты затрагиваются в ходе сессий Комитета ООН по космосу. Большую работу в этой области выполняет Институт ООН по исследованию проблем разоружения (ЮНИДИР), который без малого почти 20 лет проводит ежегодную Конференцию, посвященную вопросам обеспечения безопасности космической деятельности.

Я перечислил все эти общеизвестные факты, подтверждающие растущее понимание подавляющим большинством государств тех рисков и опасностей для национального, регионального и международного развития, которые может представлять вовлечение государств в гонку вооружений в космическом пространстве. Усиливается также осознание угрозы международному миру и глобальной безопасности от размещения оружия в космосе. Это положительная и обнадеживающая тенденция оставляет нам реальный шанс договориться об эффективных мерах по сохранению космического пространства свободным от оружия и, следовательно, от превращения его в ещё одну сферу, где может рано или поздно вспыхнуть вооруженный конфликт.

К сожалению, за последнее время начала укрепляться и другая, противоположная первой, тенденция. Отдельные государства заявляют о планах по размещению ударных систем в космосе, разрабатывают концептуальные документы по ведению в космическом пространстве боевых действий. Еще большую озабоченность вызывает то, что уже в самом ближайшем будущем эти планы должны перейти в стадию практической реализации. Делается это под различными предлогами. Например, говорится о необходимости защиты национальной или групповой космической собственности, повышения безопасности спутниковых группировок, обеспечения связанных с космосом национальных или блоковых жизненно важных интересов.

Используется и уже известный приём с раздуванием мифа о растущей внешней угрозе, для устранения которой никак не обойтись без вывода в космос ударных боевых систем. Подобные обоснования военно-космических планов, включающих опережающее размещение в космосе оружия и его использование в порядке предотвращения предполагаемых враждебных действий в отношении национальных космических объектов, звучат, по крайней мере, неубедительно.

Также неубедительно звучат и тезисы о сверхтранспарентности в военно-космической области, к которым так часто и так охотно прибегают наши западные коллеги. Заявления о выводе оружия в космос и возможном его боевом применении – это не транспарентность. Это - прямая угроза, если хотите ультиматум международному сообществу, которое в большинстве своем выступает категорически против «вепонизации» космического пространства.

Одновременно это выглядит как заявка на безраздельное и бесконтрольное господство в космосе, которое дало бы отдельным государствам возможность под страхом применения военной силы диктовать свои условия по выстраиванию отношений и порядка взаимодействия не только на околоземных орбитах, но и здесь на земле.

События последних полутора лет, включая недавние заявления на различных уровнях о намерениях разместить оружие в космосе, раскрывают истинные причины многолетнего активного противодействия со стороны ряда государств многосторонним усилиям по выработке и заключению международного юридически обязывающего инструмента и продвижению инициатив, направленных на сохранение космоса для использования и исследования в мирных целях.

Всячески дискредитируя мирные усилия и торпедируя предложения по установлению надежных договорных гарантий против вывода оружия в космос, их оппоненты сами оказались неспособными выдвинуть хоть сколько-нибудь значимую инициативу по ПГВК. За примерами далеко ходить не надо. Мы на протяжении десятка лет слышим стенания по поводу угрозы, которую для космических объектов могут представлять противоспутниковые системы наземного базирования. И публично, и в контактах с нашими коллегами, выражающими наибольшие озабоченности, мы предлагали им выступить с инициативой на этот счет. Подтверждали при этом нашу готовность её рассматривать и обсуждать. Но в ответ наши партнеры только хранили молчание. Как, впрочем, до последнего времени они хранили молчание на неоднократные наши просьбы честно ответить на вопрос, собираются ли они размещать оружие в космосе или нет. Это к слову о транспарентности. Теперь ответ нам известен.

Любые заявления и решения по военно-космической сфере требуют самого серьезного анализа с точки зрения их последствий. Уже становится ясно, что реализация намерений по выводу оружия в околоземное пространство крайне негативно скажется на международной безопасности и глобальной стабильности. Как и в случае с контролем над ядерными вооружениями и дальнейшим сокращением стратегических арсеналов, мы, «благодаря» усилиям отдельных стран Запада, вступаем в новую космическую эру. С высокой долей вероятности можно предсказать, что она будет отмечена дальнейшей деградацией доверия между государствами, обострением напряженности, возникновением новых угроз и вызовов, подрывом основополагающих договоренностей в области использования космического пространства, снижением предсказуемости и устойчивости космической деятельности, ослаблением её безопасности, а вместе с этим и международной безопасности в целом.

Все это еще раз убеждает нас в правильности сделанного почти 20 лет назад выбора в пользу совместного с другими ответственными государствами поиска надежных путей по сохранению космоса свободным от оружия любого вида. Россия остается приверженной этой цели. В качестве наиболее оптимального средства для её достижения по-прежнему рассматриваем юридически обязывающий договор о предотвращении размещения оружия в космосе, базирующийся в т.ч. на принципах и нормах Договора о космосе 1967 года.

Заключение такого соглашения и участие в нём космически значимых государств подтвердит, что все объекты, размещенные в космическом пространстве, не являются оружием и используются в соответствии с Договором о космосе 1967 года. Тем самым мы сможем ликвидировать предпосылки для превращения космического пространства в сферу вооруженного противостояния.

И главное, - будет исключена вероятность возникновения вооруженного конфликта в космосе, а значит и его переноса на Землю.

Запрет на вывод оружия в космос позволит предотвратить гонку вооружений или наращивание опасных для международного мира и безопасности военных потенциалов на Земле. Ведь государства, не обладающие военно-космическими возможностями, будут искать любые другие ассиметричные ответы на возникшие в результате появления оружия в космосе угрозы вплоть до приобретения ОМУ.

Кроме того, запрет на размещение оружия в космосе создаст благоприятные условия для конструктивного, основанного на доверии решения задач и проблем, сопутствующих космической деятельности государственных и негосударственных структур. Сам факт, что международным сообществом установлены согласованные гарантии от вепонизации космоса закрепит за космическим пространством статус неконфронтационной среды, открытой для сотрудничества между государствами по её освоению в мирных целях на основе принципа равенства.

До заключения такого документа можно было бы договориться о других мерах и средствах, направленных на повышение безопасности космической деятельности, сохранение космоса как мирной и бесконфликтной среды, противодействие угрозе его вепонизации. В этом контексте уже неоднократно подчеркивалось важное значение выработки мер транспарентности и доверия в космической деятельности (МТДК). Россия по-прежнему выступает за продолжение работы на этом направлении. МТДК могут и должны стать одним из элементов комплекса договоренностей по ПГВК. При этом, как и большинство стран, мы подчеркиваем, что подобные меры носят вспомогательный характер и не могут заменить юридически обязывающие соглашения.

Руководствуясь этой позицией, Россия ещё в 2004 году, в развитие своих более ранних инициатив в области военного космоса, взяла обязательство не размещать первой оружие в космическом пространстве (НПОК). На сегодня уже 21 государство стало полноформатными участниками инициативы по НПОК, которая неизменно пользуется поддержкой двух третей государств-членов ООН. Вызывает сожаление и озабоченность, что ни одна из стран Запада, прежде всего из числа космически значимых, до сих пор не выразила желание присоединиться к НПОК. Мы слышали только критику нашего предложения, которая, как мы теперь видим, была лишь «дымовой завесой» для реализации планов по размещению боевых оружейных систем в космосе. Более того, снова подчеркну, что со стороны наших оппонентов так и не озвучено ни одной сколь-нибудь конструктивной идеи по ПГВК.

Мы слышали лишь общие рассуждения по поводу выработки неких правил или норм ответственного поведения в космосе, которое, с одной стороны, звучало как намёк на то, что кто-то в космосе ведёт или намерен вести себя безответственно. С другой, данная идея походила на попытку дать новую интерпретацию содержащимся в Договоре о космосе 1967 года принципам и нормам, ключевой из которых является (я зачитаю по-английски):

“State Parties to the Treaty shall carry on activities in exploration and use of outer space … in accordance with international law … in the interest of maintaining international peace and security and promoting international cooperation and understanding”.

Вряд ли планы по выводу оружия в космос, дополненные оперативными разработками по его боевому применению, согласуются с этим актуальным как никогда положением главного документа международного космического права.

Призываем все государства к содержательному, конструктивному разговору по ПГВК в целях совместной выработки консенсусных мер по сохранению космоса свободным от оружия и, тем самым, по укреплению международного мира и глобальной безопасности. Время не ждет. Будет преступлением перед будущими поколениями упустить этот шанс. Как показала работа ГПЭ по ПГВК, несмотря на то, что её итоговый доклад не был принят, государства ещё не разучились слышать и понимать друг друга, а главное – всё ещё способны договариваться по самым трудным вопросам «разоруженческой» повестки дня.

Со своей стороны Россия к такому разговору готова.

Благодарю за внимание.