СОВЕТ ООН ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА

Назад

Выступление Постоянного представителя Российской Федерации при Отделении ООН и других международных организациях в Женеве Г.М.Гатилова при постановке на голосование проекта резолюции 46-й сессии Совета ООН по правам человека HRC/46/L.19 по Белоруссии (Женева, 24 марта 2021 г.)

Выступление Постоянного представителя Российской Федерации при Отделении ООН и других международных организациях в Женеве

Г.М.Гатилова

при постановке на голосование проекта резолюции 46-й сессии Совета ООН по правам человека HRC/46/L.19 по Белоруссии

(Женева, 24 марта 2021 г.)

 

Госпожа Председатель,

Сегодня мы в очередной раз становимся свидетелями крайней политизации работы Совета. Некоторые из его членов с упорством, достойным лучшего применения, настойчиво пытаются закрепить «белорусский сюжет» в СПЧ. Вынесенный на рассмотрение Совета проект резолюции, равно как и односторонние принудительные меры, введённые Западом против Минска, нацелен на дестабилизацию внутриполитической ситуации в стране, на оказание давления на белорусские власти руками Совета.

Евросоюз решил открыто задействовать Совет для вмешательства во внутренние дела суверенного государства через электоральную проблематику. По сути, с подачи западных государств СПЧ берет на себя роль арбитра, определяющего законность или незаконность прошедших выборов и легитимность избранных национальных властей. Очевидно, что подобный подход грубо нарушает принципы и нормы Устава ООН, а также основы международного права. Возникает закономерный вопрос – кто наделил СПЧ такими широкими полномочиями? Кто определил Совет в качестве структуры, занимающейся мониторингом электоральных процессов?

Такие действия авторов проекта резолюции являются абсолютно неприемлемыми, равно как и их попытки представить собственные измышления в качестве оценок международных правозащитных мониторинговых механизмов. Получается, что запрашиваемые в проекте резолюции доклады не имеют никакого смысла, поскольку отдельные страны, очевидно, и без них составили «единственно верное» представление о происходящих в Белоруссии процессах.

Политическая ангажированность и предвзятость инициаторов данного проекта резолюции была наглядно продемонстрирована в ходе состоявшихся неформальных консультаций. Авторы документа, в общем-то, и не скрывали своего безразличного отношения к мерам, предпринимаемым Минском для урегулирования сложившейся ситуации, а также достижениям на правозащитном направлении. Иначе как объяснить их упорное нежелание отразить в тексте проекта, например, запущенную в стране конституционную реформу или меры, предпринимаемые белорусскими правоохранительными органами для расследования предполагаемых нарушений прав человека.

Наряду с этим авторы документа старательно замалчивают факт добросовестного сотрудничества Республики Беларусь с Советом, его институтом специальных процедур, Управлением Верховного комиссара ООН по правам человека и другими правозащитными механизмами. Между тем Минск неоднократно на деле доказывал стремление к конструктивному сотрудничеству с такими структурами, в том числе в ходе недавнего прохождения процедуры Универсального периодического обзора. Упорно игнорируется факт своевременного представления белорусской стороной всех своих национальных периодических докладов для рассмотрения в соответствующих договорных органах по правам человека.

Таким образом, авторы инициативы, к сожалению, вместо развития сотрудничества по правозащитной проблематике вновь сознательно выбирают бесперспективный метод обвинений и давления на суверенное государство.

С учетом изложенного мы просим проведения голосования по представленному проекту резолюции L.19 и будем голосовать «против». Призываем других членов СПЧ также проголосовать против этой однобокой, политизированной и несбалансированной инициативы.

Благодарю за внимание.