Назад

Выступление заместителя Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.ВЕРШИНИНА на V Брюссельской донорской конференции «Поддержка будущего Сирии и региона», 30 марта 2021 года

Выступление заместителя Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Вершинина на V Брюссельской донорской конференции «Поддержка будущего Сирии и региона», 30 марта 2021 года

  •  

Уважаемый г-н председатель,

Уважаемые коллеги,

Сегодняшняя конференция «Поддержка будущего Сирии и региона», по замыслу организаторов, нацелена на обсуждение задач по обеспечению гуманитарного содействия и продвижению политического процесса сирийского урегулирования в соответствии с резолюцией 2254 СБ ООН. Однако, как и прежде, все эти насущные для Сирии и сирийцев вопросы предлагается рассматривать без их непосредственного участия, включая, в первую очередь, неприглашение Правительства САР, страны-члена ООН. Подобный подход не может не вызывать сожаление и вопросы об эффективности мероприятия в целом.

Очевидно, что на нынешнем этапе Сирия и сирийцы особенно остро нуждаются в коллективной поддержке международного сообщества без политизации и предварительных условий. Несмотря на значительное снижение насилия «на земле» за последний год, в стране сохраняется высокий уровень террористической угрозы, особенно на фоне заметной активизации ИГИЛ в Заевфратье и контроля «Хейат Тахрир аш‑Шам» над Идлибской зоной деэскалации. Напомню, что речь идет о террористических группировках, признанных таковыми СБ ООН, и неподконтрольных Дамаску районах, ответственность за которые несут де-факто оккупирующие их страны. Убеждены, что установление долгосрочного и прочного мира в Сирии и регионе без ликвидации террористического очага и восстановления территориальной целостности страны невозможно. А значит, непримиримая борьба с террористами должна быть продолжена. Будем и впредь оказывать в этом сирийским властям необходимую поддержку.

На фоне пандемии коронавируса и беспрецедентного ужесточения незаконных односторонних санкций Сирия сталкивается, по словам ооновских коллег, «с самым масштабным гуманитарным кризисом». Свыше 13,5 млн сирийцев нуждаются в срочной гуманитарной помощи (что на 20% больше по сравнению с прошлым годом), 60% населения голодает в условиях рекордной инфляции и девальвации сирийского фунта. Представители профильных международных организаций призывают не только и не столько нарастить базовые гуманитарные поставки (food baskets), но обеспечить нуждающихся средствами к существованию, что предполагает реализацию проектов раннего восстановления, ремонт и строительство объектов гражданской инфраструктуры. Однако все эти призывы упорно игнорируются в угоду политизированным установкам на отказ от гуманитарного восстановления и дискриминацию правительственных территорий, удушение санкциями с требованиями политических преобразований в Сирии.

В этой связи призываем задуматься – к чему приведет социально-экономический коллапс в Сирии, какими необратимыми последствиями он чреват? На карте ближневосточного региона рискует появиться очередная «черная дыра» по примеру Йемена и Ливии, а Запад, прежде всего европейские страны, захлестнет очередная масштабная волна беженцев. Не приходится сомневаться и в том, что образовавшимся вакуумом воспользуются террористы, стремящиеся распространить свое влияние далеко за пределы Ближнего Востока. Таким образом, по сугубо политическим соображениям, «на карту» поставлено не только «будущее Сирии», как указано в названии нынешней конференции, миллионов сирийцев внутри страны и за ее пределами, но и общая безопасность и стабильность.

Со своей стороны неизменно выступаем за политическое разрешение сирийского кризиса путем продвижения политического процесса, ведомого и осуществляемого самими сирийцами при поддержке ООН, как это предусмотрено резолюцией 2254 СБ ООН. Ключевую роль в данном процессе призван сыграть Конституционный комитет в Женеве, который, согласно утвержденным правилам процедуры, «должен работать оперативно и непрерывно для достижения результатов и дальнейшего прогресса лишь в интересах сирийского народа, без иностранного вмешательства, в том числе навязываемых извне сроков». Это, бесспорно, трудный путь достижения общесирийского согласия по ключевым вопросам будущего САР. Тем более после стольких лет вооруженной конфронтации. Но его надо пройти. Поэтому, очевидно, что не должно быть искусственного блокирования деятельности комитета под техническими предлогами согласования неких дополнительных рабочих методов и планов.

Кроме того, убеждены, что политический процесс должен быть поддержан эффективными мерами гуманитарного содействия, особенно востребованными на фоне пандемии COVID-19. Россия с сентября 2015 г. последовательно оказывает гуманитарную помощь нуждающимся – в рамках 2800 акций было распределено около 5000 тонн продуктов питания и предметов первой необходимости. Медицинская помощь оказана свыше 132 тысяч человек, осуществлены поставки строительной техники и материалов.

Полагаем важным работать и над выполнением другого положения резолюции 2254 СБ ООН – о содействии возвращению беженцев и ВПЛ в места постоянного проживания и восстановлении пострадавших районов в соответствии с нормами международного права. В этих целях на границах и внутри Сирии открыты 13 пунктов пропуска; в провинциях Дамаск, Алеппо и Хама реализуются необходимые восстановительные проекты. В частности – с июля 2018 г. в Сирии при нашей помощи восстановлены 980 образовательных и 252 медицинских учреждения, более 4900 жилых домов, отремонтированы порядка 2 тысяч км автодорог, проложены около 1,5 тысяч линий электропередач, введены в эксплуатацию 263 объекта водоснабжения, 323 хлебопекарни. Российские военные специалисты обеспечили разминирование свыше 6500 га сирийской территории, обезвредили более 105 тысяч взрывоопасных предметов. В дополнение к комплексным гуманитарным усилиям на двусторонней основе делаем ежегодные добровольные взносы в бюджеты специализированных международных организаций на нужды Сирии, в том числе по линии Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ), Службы ООН по разминированию (ЮНМАС), Всемирной продовольственной программы (ВПП)Программы развития ООН (ПРООН)Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ)Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ),  Фонда ООН в области народонаселения (ЮНФПА)Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), а также Международного комитета Красного Креста (МККК).

На этом фоне вызывает большое сожаление отсутствие политической воли у ряда западных стран поддержать усилия сирийцев по созданию условий для добровольного, достойного и безопасного возвращения своих граждан, в частности, в ходе международной конференции по беженцам в Дамаске в ноябре 2020 г. Сегодня все более очевидно, что только четкое следование резолюции 2254 СБ ООН, прописывающей «твердую приверженность суверенитету, независимости, единству и территориальной целостности САР, а также целям и принципам Устава ООН», приведет к долгосрочному и надежному урегулированию в стране.

Благодарю за внимание.


Карта сайта