Выступление председателя Комитета Совета Федерации по международным делам К.И.Косачева в ходе дискуссии «Межрелигиозный диалог как средство предотвращения и разрешения конфликтов», Женевская неделя мира Женева, Дворец наций, 9 ноября 2018 г. - Парламентская дипломатия
Парламентская дипломатия
Выступление председателя Комитета Совета Федерации по международным делам К.И.Косачева в ходе дискуссии «Межрелигиозный диалог как средство предотвращения и разрешения конфликтов», Женевская неделя мира Женева, Дворец наций, 9 ноября 2018 г.
Выступление председателя Комитета Совета Федерации по международным делам К.И.Косачева в ходе дискуссии «Межрелигиозный диалог как средство предотвращения и разрешения конфликтов»
На территории Российской Федерации проживают представители 193 национальностей[1]. В Российской Федерации используются 277 языков и диалектов, в государственной системе образования используются 89 языков, из них 30 – в качестве языка обучения, 59 – в качестве предмета изучения [2].
Среди народов России есть последователи всех мировых религий. Традиционными религиями в Российской Федерации признаются христианство, ислам, буддизм и иудаизм[3]. В целом же в России действуют организации, представляющие более 60 религиозных направлений.
При этом в России никогда не велось религиозных войн. У нас накоплен уникальный опыт межконфессионального взаимодействия. Диалог и сотрудничество между проживающими в России представителями разных религий считаются важнейшим условием укрепления и развития страны.
Одна из причин жизнеспособности российской модели заключается в том, что в ней акцент делается на культурном плюрализме. То есть на «наличии и признании свободного существования и развития различных этнических культур в составе единой национальной общности». Если снова переходить на язык образов, то наша модель – это скорее букет полевых цветов, где каждый цветок особенный, чем букет роз из оранжереи .
В этих условиях задача России состоит в том, чтобы «сохранять идентичность и самобытность каждого народа, укреплять мир, межнациональное и межрелигиозное согласие в стране».
В ряду механизмов, направленных на достижение этих целей, можно назвать созданное в 2015 году Федеральное агентство по делам национальностей. В его задачи входят выработка и реализация государственной национальной политики, а также осуществление мер, направленных на укрепление единства многонационального русского народа.
При Президенте России создан Совет по межнациональным отношениям и Совет по взаимодействию с религиозными объединениями. В состав этих советов входят авторитетные руководители религиозных и национальных организаций, представители институтов гражданского общества, неправительственных объединений, эксперты и учёные. При Правительстве Российской Федерации работает Комиссия по вопросам религиозных объединений.
Свой вклад в гармоничное развитие межрелигиозных и межэтнических отношений вносит и российский парламент. При Совете Федерации создан Совет по межнациональным отношениям и взаимодействию с религиозными объединениями. Его рекомендации помогают в работе над совершенствованием законов, которые касаются межэтнических отношений и деятельности религиозных объединений.
К мнению представителей традиционных конфессий мы, сенаторы, всегда внимательно прислушиваемся. Наша палата считает чрезвычайно важной работу по совершенствованию законодательства в сфере свободы совести и деятельности религиозных организаций. Так, Советом Федерации одобрен закон, устанавливающий, что священные писания традиционных религий России, их содержание и цитаты из них не могут быть признаны экстремистскими материалами. Тем самым ещё раз юридически зафиксировано как равенство религий, так и обязанность государства уважать свободный выбор своих граждан на религиозные предпочтения.
В последние годы неотъемлемой частью сотрудничества Совета Федерации с Русской Православной Церковью и другими традиционными религиями стали Рождественские парламентские встречи .
Кроме того, российская верхняя палата содействует российским мусульманам в организации хаджа. Для участия в тематических мероприятиях Совета Федерации мы на системной основе приглашаем последователей иудаизма и буддизма.
В этих целях резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 72/278 от 22 мая 2018 года поддержано предложение российской делегации инициировать проведение совместно с ООН Всемирной конференции по межрелигиозному и межэтническому диалогу, в которой примут участие главы государств, правительств, парламентов, мировых религий. Необходимо и дальше продолжать работу над подготовкой этого Саммита, тем более что Россия уже официально высказала Межпарламентскому союзу свои предложения о месте и времени ее проведения.
В заключении хочу пожелать всем участникам юбилейной Женевской недели мира успешной работы, благополучия и всего самого доброго.
Благодарю за внимание!
[1] По данным Всероссийской переписи населения 2010 года, сформированным на основе самоопределения граждан, в России проживают представители 193 национальностей.
[2] Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1666).
[3] Преамбула к Федеральному закону от 26.09.1997 №125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».
Курируемые вопросы
- Международно-политические вопросы
- Вопросы безопасности и разоружения
- Вопросы международной торгово-экономической политики
- Вопросы международного сотрудничества в области экономики, науки и техники, здравоохранения, защиты окружающей среды
- Международно-правовые и социальные вопросы
- Права человека, миграционные и гуманитарные вопросы
- Административно-бюджетные вопросы
- Парламентская дипломатия