Гуманитарные вопросы и права человека

Назад

Комментарий Постоянного представительства России при ООН и других международных организациях в Женеве по вопросу о выполнении российско-американских договоренностей по Сирии.

В последнее время публичное пространство активно используется для нагнетания антироссийской риторики в сирийском контексте, дискредитации роли России, попыток выставить нашу страну в качестве «первопричины» чуть ли не всех происходящих в Сирии бед. Утверждается, что Москва якобы сделала ставку на силовое решение конфликта. Цель этой кампании ясна – скрыть истинных виновников срыва режима прекращения огня в САР, утаить подлинные причины невыполнения российско-американских договоренностей по Сирии.

 В этих условиях Российская Федерация провела подробный фактологический сравнительный анализ хода реализации российско-американских договоренностей по Сирии. Речь идет обо всех аспектах, включая соблюдение и мониторинг РПБД, обеспечение гумдоступа в блокированные районы, совместную борьбу с терроризмом.

Проведенный анализ недвусмысленно указывает на то, что Россия ответственно подошла к выполнению договоренностей, реализуя их в полном объеме и в срок. Вот лишь несколько примеров.

Россия обеспечила выполнение правительством САР режима прекращения боевых действий. США  свою очередь не смогли гарантировать соблюдение перемирия вооруженными группировками. С февраля по сентябрь якобы подконтрольные Вашингтону НВФ 2031 раз нарушили РПБД, итогом чего стала гибель 3,5 тыс. сирийских военнослужащих и 12,8 тыс. гражданских лиц.

Более того, США так и не выполнили данное в феврале обещание размежевать Джабхат ан-Нусру и умеренную оппозицию, несмотря на то, что Россия, начиная с марта, готова была предоставлять Вашингтону свои карты с обозначением зон, которые по нашим данным контролируются террористами. В переданном Вашингтоном российской стороне списке участников РПБД 2 группировки воюют в составе ИГИЛ, 8 – в рядах «Нусры». Наличие в нем головорезов из «Ахрар аш-Шам» и «Нур ад-дин Зенки» в принципе дискредитирует американский список. Кстати, США, вероятно,  так и не получили от подконтрольных им группировок письменные  гарантии соблюдать РПБД.

Вашингтон не смог обеспечить полноценный обмен данными о нарушениях РПБД. В ответ на детальные отчеты «с земли» Центра в Хмеймиме (с координатами и протоколами) российской стороне передавались «отписки», содержащие информацию из социальных сетей и СМИ.

Не лучше обстояли дела и в сфере гумдоступа в Восточный Алеппо. Россия, в соответствии с договоренностями, дважды обеспечивала отход сирийских правительственных сил от «Кастелло» - 15 и 16 сентября 2016 г. Также был создан КПП с участием волонтеров Сирийского Общества Красного Полумесяца для досмотра грузовиков. США не сделали ни то, ни другое.

Список таких примеров можно продолжать.

В этих условиях Россией было принято решение довести до общественности сравнительный анализ выполнения российско-американских договорённостей. Соответствующий документ был направлен в офис Спецпосланника Генсекретаря ООН по Сирии С.де Мистуры, Управление Верховного комиссара ООН по правам человека, Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев, Управление ООН по координации гуманитарных вопросов, гендиректору Всемирного экономического форума К.Швабу, гендиректору Отделения ООН в Женеве М.Мёллеру, в «Фонд Кофи Аннана», в «Фонд Ага Хана IV».

Надеемся, что содержащийся в документе беспристрастный, основанный на фактах анализ позволит пролить свет на истинные причины, не позволившие реализовать российско-американские договоренности. В условиях, когда текст соглашения доступен он-лайн, каждый может без труда разобраться и определить сторону, которая сорвала их имплементацию.

Россия привержена задачам преодоления военно-политического конфликта в САР, прекращения насилия и страданий мирного населения. Это подразумевает одновременно решительную борьбу с ИГИЛ, Джабхат ан-Нусрой и примыкающими к ним террористическими группировками, обеспечение гуманитарного доступа, возобновление устойчивого межсирийского переговорного процесса на основе соответствующих резолюций СБ ООН, решений МГПС и Женевского коммюнике 2012 г.

Россия открыта к продолжению взаимодействия с партнерами, включая США, по всем аспектам урегулирования сирийского кризиса. Однако такое сотрудничество может вестись исключительно на основе равноправия и с соблюдением принципа ответственного отношения к своим обязательствам.