Гуманитарное сотрудничество

Назад

Выступление представителя Российской Федерации на 8-й сессии Экспертного механизма по правам коренных народов по пункту 3 Повестки дня «Последующие меры в связи с Всемирной конференцией по коренным народам, включая обзор мандата Экспертного механизма» (Женева, 20 июля 2015 г.)

Господин Председатель,

Проведение Всемирной конференции по коренным народам стало достойным завершением второго Международного десятилетия коренных народов мира, одним из инициаторов которого была Российская Федерация. Отрадно, что после долгих подготовительных мероприятий и трудных переговоров консенсусом был принят итоговый документ. Он вобрал в себя многие идеи и предложения представителей коренных народов, непосредственно участвовавших в процессе подготовки конференции.

Рассматриваем принятие итогового документа в качестве очередной ступени на пути к более полному и чёткому регулированию правового статуса коренных народов.

Господин Председатель,

Российская Федерация всегда поддерживала и продолжает поддерживать коренные малочисленные народы России в их стремлении к более полному и эффективному осуществлению своих прав. Поэтому считаем важным в процессе претворения в жизнь положений итогового документа сосредоточиться, прежде всего, на поощрении устойчивого развития коренных народов, сохранении исконной среды их обитания, традиционного образа жизни, культурных ценностей и наследия.

Понимаем важность для коренных народов пункта 28 итогового документа, касающегося пересмотра мандата существующих механизмов, в частности Экспертного механизма в целях содействия достижения целей, изложенных в Декларации ООН о правах коренных нардов. Однако любые изменения должны приниматься ответственно, взвешенно и осознанно.

Полагаем, что на сегодняшний день в рамках системы ООН создано достаточное количество различных механизмов и процедур, способных в рамках своих мандатов содействовать укреплению и соблюдению прав коренных народов как на универсальном уровне, так и в отдельных странах. Это и Экспертный механизм, и Постоянный форум ООН по вопросам коренных народов, и институт Специального докладчика по правам коренных народов Совета ООН по правам человека, а также договорные органы по правам человека. Более того, в рамках СПЧ действует уникальный инструмент контроля за соблюдением всех категорий прав человека - Универсальный периодический обзор.

Господин Председатель,

К сожалению, потенциал перечисленных механизмов до сих пор не используется представителями коренных народов в полной мере. В свете этого, считаем, что изменение существующих мандатов, в частности Экспертного механизма, в сторону мониторинговой составляющей может привести к ненужному дублированию функций. Это чревато снижением эффективности всей системы поощрения и защиты прав коренных народов.

Однако это не означает, что изменения не нужны. Напротив, для более полного и всестороннего достижения целей Декларации и итогового документа Всемирный конференции нужна помощь экспертов, в частности членов Экспертного механизма, которые бы могли заняться выработкой конкретных предложений в данной сфере. Также, на наш взгляд, Экспертный  механизм должен заняться аккумулированием и распространением положительного опыта государств в деле достижения целей Декларации. Кроме того, являясь наиболее компетентным органом Совета ООН по правам  человека в сфере защиты прав коренных народов, Экспертный механизм мог бы оказывать консультативную помощь заинтересованным государствам по соответствующим вопросам.

Господин председатель,

Считаем, что главным инструментом практической реализации положений Декларации о правах коренных народов и итогового документа Всемирной конференции должна быть добрая воля государств, сопряжённая с каждодневной упорной работой по поддержке коренного населения и защите их прав и свобод, как это делается в России. А международные механизмы, в том числе Экспертный механизм должны оказывать в этом консультативную поддержку.

Благодарю за внимание.