Выступление Постоянного представителя Российской Федерации при Отделении ООН и других международных организациях в Женеве А.Н.Бородавкина в ходе 58-й сессии Совета попечителей Учебного и научно-исследовательского института ООН (ЮНИТАР) - Гуманитарное сотрудничество
Гуманитарное сотрудничество
Выступление Постоянного представителя Российской Федерации при Отделении ООН и других международных организациях в Женеве А.Н.Бородавкина в ходе 58-й сессии Совета попечителей Учебного и научно-исследовательского института ООН (ЮНИТАР)
Уважаемый Исполнительный директор,
Уважаемые коллеги,
С удовлетворением отмечаю позитивную динамику работы Института по всему спектру вопросов, входящих в его мандат.
Так, в течение двухгодичного периода 2014-2015 годов ЮНИТАР обеспечил подготовку и услуги, связанные с обменом знаниями, для рекордного в его истории числа пользователей (73 610 человек). Согласно докладу Генерального секретаря ООН, услугами Института воспользовались представители всех государств-членов ООН, и Российская Федерация не является исключением. Буквально на следующей неделе при участии сотрудников ЮНИТАР в Москве состоится очередная серия международных учебных курсов по повышению квалификации государственных служащих из государств-участников СНГ и других стран. Данное мероприятие стало возможным благодаря подписанному в прошлом году соглашению о выделении Российской Федерацией в бюджет Института ежегодных добровольных взносов на период с 2016 по 2020 гг.
О востребованности деятельности ЮНИТАР также красноречиво свидетельствует тот факт, что бюджет учреждения в последние годы неизменно растет. Надеемся, что данная тенденция сохранится в будущем в соответствии с намеченными планами руководства Института в этой области.
Приветствую предпринимаемые ЮНИТАР шаги по соблюдению гендерного равенства и обеспечению широкого географического представительства среди своих сотрудников. Вместе с тем полагаю, что при приеме на работу основными критериями для персонала будут продолжать оставаться высокий уровень компетентности, работоспособности и добросовестности, как это предусмотрено Уставом ООН.
Хотел бы поблагодарить Институт за детальную проработку новых Стратегических рамок его деятельности на 2018 - 2021 гг. Важным итогом стало то, что новая концепция во многом увязана с реализацией Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года (Повестка-2030). Рассчитываю, что Институт продолжит вносить весомый вклад в укрепление национального потенциала стран в интересах своевременного достижения Целей устойчивого развития (ЦУР).
Повестка-2030 является основополагающим документом, формирующим рамки многостороннего сотрудничества, ориентированного на достижение поступательного экономического роста и устойчивого развития. Особое значение в контексте ЦУР придаём работе организаций системы развития ООН по таким направлениям, как формирование здорового образа жизни, борьба с неинфекционными заболеваниями, обеспечение безопасности дорожного движения, содействие устойчивому промышленному развитию, противодействие изменению климата и защита природных ресурсов, расширение надёжного доступа к базовым услугам в области энергетики, транспорта, образования, социальной защиты и др. Также, как представляется, в новых Стратегических рамках деятельности ЮНИТАР следует более выпукло отразить научно-технический аспект развития современного общества.
Призываю ЮНИТАР придерживаться сбалансированного и неполитизированного подхода к осуществлению ЦУР. Принципиально важно руководствоваться согласованными на межправительственном уровне подходами и при полном уважении прерогатив государств-членов, на которых лежит основная ответственность за реализацию Повестки-2030.
Залогом успешной реализации Повестки-2030 является эффективная интеграция ЦУР и ассоциированных с ними задач в страновые стратегии развития, а также создание надёжных механизмов статистического учёта достигнутого прогресса. Следует в полном объёме учитывать приоритеты государств, а также различия в их уровне возможностей. Недопустимо навязывание кому-либо готовых рецептов и единых стандартов.
При этом роль основного механизма мониторинга глобального прогресса в реализации ЦУР должна отводиться Экономическому и Социальному Совету ООН (ЭКОСОС) и действующему под его эгидой Политическому форуму высокого уровня по устойчивому развитию (ПФУР). Участие же стран в любых международных механизмах мониторинга и отчётности достижения ЦУР должно носить добровольный характер.
Уважаемые коллеги,
Хотел бы отметить, что со своей стороны Россия активно способствует реализации Повестки-2030. Руководствуясь принципами солидарности, наша страна вносит вклад в создание и укрепление экономического, интеллектуального, информационного, научно-технического потенциала государств-партнёров в интересах устойчивого развития. В качестве донора содействия международному развитию Россия заинтересована в наращивании взаимовыгодного сотрудничества с организациями системы ООН, включая ЮНИТАР.
Отмечаю, что проект Стратегических рамок ЮНИТАР на 2018-2021 гг. подготовлен с учётом предложений Генсекретаря ООН по т.н. «репозиционированию» системы развития ООН.
Исхожу из того, что любые шаги в этом направлении должны в полной мере соответствовать базовым установкам резолюции ГА ООН 71/243 о Четырёхгодичном обзоре политики в области оперативной деятельности (ООД). Конечной целью реформы должно стать повышение эффективности деятельности оперативных программ и фондов ООН по оказанию содействия странам в осуществлении Повестки-2030. Неприемлем как избирательный подход, так и попытки расширить рамки, установленные указанной резолюцией.
Любые реформенные инициативы должны быть глубоко и тщательно проработаны, в том числе с точки зрения финансовых последствий. Контрпродуктивно навязывание системе развития новых зон ответственности, таких, например, как предотвращение конфликтов. Вместо этого должны быть налажены механизмы управления рисками и повышения устойчивости государств к стихийным бедствиям. Это же касается слияния содействия развитию с гуманитарной деятельностью. Хотя имеются определённые предпосылки для укрепления взаимодействия между этими двумя направлениями с целью обеспечения устойчивости результатов гуманитарной помощи, тем не менее, фундаментальные различия в мандатах и принципах работы соответствующих ооновских структур диктуют необходимость сохранения их автономности.
Благодарю за внимание.
Курируемые вопросы
- Международно-политические вопросы
- Вопросы безопасности и разоружения
- Вопросы международной торгово-экономической политики
- Вопросы международного сотрудничества в области экономики, науки и техники, здравоохранения, защиты окружающей среды
- Международно-правовые и социальные вопросы
- Права человека, миграционные и гуманитарные вопросы
- Административно-бюджетные вопросы
- Парламентская дипломатия