Выступление Статс-секретаря - заместителя Министра транспорта Российской Федерации Д.С.ЗВЕРЕВА на 82-й сессии Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН Женева, 25 февраля 2020 г. - Экономика
ВОПРОСЫ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В ОБЛАСТИ ЭКОНОМИКИ, НАУКИ И ТЕХНИКИ, ЗДРАВООХРАНЕНИЯ, ЗАЩИТЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Выступление Статс-секретаря - заместителя Министра транспорта Российской Федерации Д.С.ЗВЕРЕВА на 82-й сессии Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН Женева, 25 февраля 2020 г.
ВЫСТУПЛЕНИЕ
Статс-секретаря - заместителя Министра транспорта Российской Федерации Д.С.ЗВЕРЕВА на 82-й сессии Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН
Женева, 25 февраля 2020 г.
Уважаемые дамы и господа,
В настоящее время опережающие темпы роста экономики существенным образом зависят от дальнейшего совершенствования транспортных систем и их инфраструктуры, которые, в свою очередь, должны обеспечивать повышение мобильности населения, эффективности грузопассажирских перевозок, безопасности дорожного движения, снижение экологической нагрузки на окружающую среду, повышение комфортности передвижения участников дорожного движения.
Адаптация к изменяющимся климатическим условиям и нивелирование выбросов вредных веществ в окружающую среду играют существенную роль, в том числе в контексте устойчивого развития. Одновременно, принятие ряда международных правовых инструментов и инициатив, направленных на консолидацию усилий по данной проблематике, определяет глобальный контекст климатической повестки и необходимость её межотраслевого рассмотрения, в частности, в сфере транспорта.
В этой связи двумя ключевыми направлениями должны стать следующие:
- Минимизация последствий от изменения климата для транспортной инфраструктуры;
- Снижение вредного воздействия транспорта на климат и экологию путём перераспределения пассажиро- и грузопотоков на более экологичные виды транспорта.
Продолжая тему экологизации транспортной отрасли, хочу поделиться с вами информацией о комплексе мероприятий, проводимых в Российской Федерации в этом направлении. Наше государство уделяет значительное внимание модернизации процесса перевозки, внедрению инновационных разработок и технологий, а также вопросам экологической составляющей на транспорте.
Процессы внедрения на транспорте современных транспортных и информационных технологий, расширение использования более экономичных и экологичных транспортных средств, альтернативных видов топлива и источников энергии позволяют существенно снизить воздействие транспортных систем на состояние окружающей среды и климат планеты. Большую роль здесь играют также и вопросы правильного планирования транспортных систем, взаимоувязка транспортного и градостроительного планирования, совершенствование планирования и организации перевозок, развитие мультимодальных транспортных систем, использование механизмов управления мобильностью и внедрения ИТС.
В Российской Федерации за последнее время принят целый ряд решений, направленных, в том числе, и на снижение выбросов от транспорта и повышение его энергоэффективности за счет переключения перевозок с автомобильного на более экологичные виды транспорта, рационализации перевозок, снижение суммарного пробега автотранспорта.
1) Постановлением Правительства Российской Федерации установлена обязательность разработки крупными городами в рамках градостроительного планирования Программ комплексного развития транспортной инфраструктуры.
2) Принят Федеральный закон «Об организации дорожного движения», обязавший города разрабатывать Комплексные схемы организации дорожного движения, направленные на снижение перегруженности улично-дорожных сетей и создания приоритета для движения общественного транспорта и немоторизованных видов передвижения.
3) Приняты рекомендации по разработке крупнейшими городами и городскими агломерациями Комплексных схем транспортного обслуживания населения.
4) Большую роль в повышении безопасности и экологичности автомобильного и городского транспорта призван сыграть принятый Правительством и реализующийся в настоящее время национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Проектом предусмотрен капитальный ремонт до 2024 года более 6600 объектов. За 2019 год реконструировано более 1000.
Большая работа в направлении повышения безопасности и эффективности транспортных систем проводится и администрациями крупных и крупнейших городов Российской Федерации, городских агломераций.
В таких городах, как Москва, Санкт-Петербург, Казань и ряде других создаются условия для стимулирования использования электротранспорта, включая электромобили, электробусы и трамваи (в том числе российского производства); активно развиваются механизмы совместного использования автотранспортных средств, внедряется механизмы парковочной политики.
Масштабные изменения отмечаются в развитии общественного пассажирского транспорта – стимулируется развитие мультимодальных систем пассажирского транспорта, внедряются персонифицированные системы обслуживания пассажиров («Мобильность-как-Услуга»), современные системы автоматизированного управления перевозками и электронного билетирования. Повышение качества услуг общественного пассажирского транспорта способствует переключению на его использование владельцев личного автотранспорта, что, в свою очередь, ведет к снижению выбросов загрязняющих веществ и климатических газов.
Министерством транспорта большое внимание уделяется также поддержке таких важнейших инновационных проектов в сфере транспорта, направленных на повышение его эффективности, безопасности и экологичности, как развитие автономного и автоматического вождения транспортных средств, внедрение цифровых систем контроля движения транспорта и грузодвижения, создание единой системы управления транспортным комплексом и другим.
Так, в 2017 году в Правилах дорожного движения Российской Федерации определены новые термины «электромобиль» и «гибридный автомобиль», введены соответствующие дорожные знаки и разметка.
На Московском центральном кольце (МЦК) экспериментально отрабатываются технологии и программно-аппаратные средства реализации режимов «Автоведение» и «Автомашинист». Проходит отработку комплекс средств интеллектуальной системы управления железнодорожным транспортом, которая ориентирована на комплексную автоматизацию основных процессов планирования и диспетчерского управления перевозочным процессом и использует единое описание всех необходимых элементов инфраструктуры и технологических процессов.
Вместе с тем определены основные направления электрификации железнодорожных участков до 2025 года (2317 км), что позволит сократить энергоемкость перевозок в целом на 5,6%, а удельные выбросы вредных веществ на 8,0%.
В этой связи подчеркну, что согласно статистике Международного энергетического агентства и Международного союза железных дорог компания «Российские железные дороги», является самой энергоэффективной и экологичной среди железнодорожных компаний мира, перевозя более 86% грузов и 85% пассажиров на экологически чистой электрической тяге. И это является существенным преимуществом железнодорожных перевозок в части экологической эффективности.
Хочу отдельно подчеркнуть, что Российская Федерация уделяет большое внимание развитию международного сотрудничества в области повышения экологической и климатической безопасности транспорта. Еще в 2002 году Россия совместно с рядом других стран выступила инициатором учреждения Общеевропейской программы ЕЭК ООН-ВОЗ по транспорту, окружающей среде и охране здоровья (ОПТОСОЗ).
В 2018-2019 гг. в рамках данной программы по инициативе и при финансовой поддержке Российской Федерации разработан проект «Руководства по наилучшим практикам в сфере городского транспорта и транспортного планирования», в котором, в том числе, будут рассмотрены примеры передовой практики в области различных инновационных решений, направленных на обеспечение экологической устойчивости городского транспорта. Данный документ предполагается вынести на рассмотрение Министров транспорта, охраны окружающей среды и здравоохранения на 5-м Совещании высокого уровня по транспорту, окружающей среде и охране здоровья ноябре 2020 г. в Вене.
Вместе с тем, учитывая актуальность вопроса, касающегося взаимодействия государств при возникновении чрезвычайных ситуаций глобального масштаба, предлагаю в постановляющей части подписываемой сегодня декларации добавить ещё один пункт в следующей редакции: «...о нашем стремлении содействовать выработке межгосударственных рамок взаимодействия транспортных ведомств в сфере противодействия чрезвычайным ситуациям межстранового характера, включая эпидемии, пандемии и т.д.» и координации действий сторон в этой сфере.
Подводя итог, хочу подчеркнуть важность межсекторального взаимодействия при решении вопросов снижения негативного воздействия транспорта на состояние окружающей среды, климат и здоровье населения. Безусловно, соответствующие экологические и здравоохранительные критерии должны в явном виде рассматриваться при формировании транспортной политики, но, в то же время, в рамках природоохранной и здравоохранительных политик необходимо также разрабатывать соответствующие методы и инструменты оценки негативных последствий.
Благодарю за внимание.
роль инноваций на транспорте в эффективном решении экологических и климатических задач
Курируемые вопросы
- Международно-политические вопросы
- Вопросы безопасности и разоружения
- Вопросы международной торгово-экономической политики
- Вопросы международного сотрудничества в области экономики, науки и техники, здравоохранения, защиты окружающей среды
- Международно-правовые и социальные вопросы
- Права человека, миграционные и гуманитарные вопросы
- Административно-бюджетные вопросы
- Парламентская дипломатия