ВОПРОСЫ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В ОБЛАСТИ ЭКОНОМИКИ, НАУКИ И ТЕХНИКИ, ЗДРАВООХРАНЕНИЯ, ЗАЩИТЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Назад

Выступление директора Департамента экономического сотрудничества МИД России Е.А.СТАНИСЛАВОВА в ходе общих прений на 66-й сессии Совета по торговле и развитию ЮНКТАД

Выступление директора Департамента экономического сотрудничества МИД России Е.А.СТАНИСЛАВОВА в ходе общих прений на 66-й сессии Совета по торговле и развитию ЮНКТАД

 

Уважаемый господин Председатель,

Борьба с неравенством и бедностью является одной из ключевых задач экономической политики любого государства. От этого напрямую зависят качество жизни граждан и конкурентоспособность национальной экономики. Сложность задачи требует реализации комплекса мер по стимулированию экономической активности, созданию благоприятного делового климата, вовлечению в предпринимательскую деятельность большего числа граждан, контролю над инфляцией, увеличению трудовых доходов населения в сочетании с адресной социальной поддержкой.

В Российской Федерации сформированы именно такие комплексные взаимосвязанные национальные цели по обеспечению устойчивого роста экономики, повышению реальных доходов граждан и продолжительности их жизни, сокращению бедности, развитию образования и здравоохранения. Они зафиксированы в целом ряде национальных проектов, реализация которых началась в прошлом году (их общая сумма, рассчитанная на 6 лет, составляет 25,7 трлн рублей или в долларовом выражении около 410 млрд.). Все эти меры призваны обеспечить реализацию поставленной Президентом Российской Федерации задачи сократить уровень бедности в 2 раза к 2024 г.

По итогам работы будем готовы делиться накопленным опытом в решении этих насущных задач, приглашаем всех наших зарубежных партнёров к обмену лучшими практиками. Может быть, ЮНКТАД подскажет, как лучше организовать обмен такой информацией.

За последние 3 года в России уже в 1,6 раза увеличился минимальный размер оплаты труда; установлены соотношения между средней заработной платой руководителей и работников; ограничены размеры выходных пособий руководителям государственных компаний; увеличена финансовая поддержка семей с детьми, которые в настоящее время составляют основную часть бедного населения. Буквально вчера объявлено о повышении ежемесячного пособия на ребёнка до уровня прожиточного минимума. Повышается и качество жизни людей старшего поколения; делается это за счёт формирования условий для активного долголетия, включая организацию переобучения граждан предпенсионного возраста.

Господин Председатель,

В сегодняшних условиях как никогда актуальными являются дискуссии о неравенстве между странами. Сохранению и углублению такого неравенства способствуют нарастающие протекционистские тенденции и торговые войны, ведущие к фрагментации глобального экономического пространства. Размывается роль Всемирной торговой организации как универсальной институциональной основы регулирования международной торговли. Попытки отдельных стран фактически «монополизировать» процессы глобального технологического развития создают новые предпосылки для усиления неравенства и, как следствие, новых торговых конфликтов. Нельзя допустить формирования на нашей планете двух миров, где у одних есть доступ к самым передовым технологиям, системам образования, ресурсам, а у других нет перспектив даже вырваться из нищеты.

В своём выступлении на Петербургском международном экономическом форуме Президент Российской Федерации В.В.Путин отмечал, в частности, что в основе экономического миропорядка должны лежать такие принципы как гармонизация национальных экономических интересов, взаимодействие на основе суверенного права каждой страны на выбор собственного пути развития, здоровая конкуренция, основанная на рыночных механизмах. Разумеется, новые правила глобального регулирования должны разрабатываться открыто, а не в узких группах за закрытыми дверями.

Выступаем в пользу укрепления многосторонней торговой системы, в основе которой лежат правила ВТО. Исходим из того, что реформа этой организации необходима для её адаптации к современным реалиям. Причём такие изменения должны учитывать запросы и интересы всех участников мировой торговли, прежде всего наименее развитых стран. ЮНКТАД, на наш взгляд, мог бы сыграть важную роль в содействии развивающимся членам ВТО при формировании их подходов к реформе торгового регулирования.

Господин Председатель,

Озабоченность вызывает и практика применения отдельными странами односторонних экономических ограничений. Такие меры противоречат международному праву и Уставу ООН, сдерживают развитие открытой системы экономических отношений и добросовестной конкуренции, подрывают торгово-инвестиционные связи. Более того, санкциями все чаще маскируется торговый протекционизм и стремление к монополизации доступа на рынки. Результатом их применения неизбежно становится падение общей деловой активности, разрыв сложившихся кооперационных механизмов, устоявшихся цепочек добавленной стоимости. В конечном счёте, страдают простые люди и бизнес.

Россия решительно выступает против нелегитимных и политически мотивированных ограничений и барьеров. Считаем, что в качестве первого шага нужно вывести из-под таких рестрикций социально-гуманитарную сферу.

Если не будет найдено коллективного ответа на злоупотребления санкционным инструментарием со стороны отдельных государств, то ни одна страна не сможет чувствовать себя гарантированно защищённой от таких односторонних мер. Рассчитываем, что ЮНКТАД будет активно вовлечён в многосторонние усилия по противодействию подобным незаконным практикам, тем более что Организация обладает богатым опытом изучения санкционной проблематики. Хотел бы также напомнить, что п. 34 итоговой декларации ЮНКТАД-XIV «Найробийское Маафикиано» предписывает государствам воздерживаться от применения любых односторонних мер, не согласующихся с международным правом и Уставом ООН. Полагаем, что данный пункт наделяет ЮНКТАД необходимыми полномочиями. Будем с интересом ожидать практических результатов работы ЮНКТАД на этом направлении.