Назад

Брифинг Постоянного представителя Российской Федерации Г.М.Гатилова для Ассоциации журналистов, аккредитованных при отделении ООН и других международных организациях в Женеве

Брифинг Постоянного представителя Российской Федерации Г.М.Гатилова для Ассоциации журналистов, аккредитованных при отделении ООН и других международных организациях в Женеве

Добрый день, дамы и господа,

Благодарю за то, что вы откликнулись на моё приглашение пообщаться на злободневные темы международной повестки дня. Я бы хотел предложить два вопроса: проблемы контроля над вооружениями, разоружения и нераспространения и Сирия в свете последнего развития событий в политическом урегулировании сирийского кризиса.

Позвольте мне начать с разоруженческих вопросов. Как вы наверное помните, в июне 2002 года США вышли из Договора по ПРО. Тем самым была взломана сложившаяся по окончании «холодной войны» стратегическая стабильность, способствовавшая формированию необходимых условий для поступательного развития двустороннего сотрудничества между Москвой и Вашингтоном по широкому кругу вопросов международной безопасности.

На днях календарь международных событий на август пополнился еще одной, увы, печальной датой. Имею в виду 2-е августа, вошедшее теперь в историю как дата окончательного выхода США из исторического Договора о ракетах средней и меньшей дальности. Трудно переоценить роль этого документа, ставшего на три десятилетия одной из несущих конструкций архитектуры европейской и международной безопасности и способствовавшего изменению характера отношений между крупнейшими ядерными державами.

Мы рассматриваем это как логическое завершение целенаправленного стремления США расчистить путь к реализации своих перспективных ракетно-ядерных планов. После окончательного прекращения выполнения обязательств по ДРСМД США могут и, судя по звучавшим ранее заявлениям, готовы возобновить производство, а в будущем и размещение ракет, ранее запрещенных Договором.

Таким образом, наши многочисленные и настойчивые попытки на протяжении последних десяти лет сохранить это соглашение посредством заинтересованного диалога для снятия имеющихся у сторон озабоченностей не увенчались успехом. Произошло это, главным образом, в силу отказа США вести такой диалог и игнорирования наших предложений по поиску взаимоприемлемых развязок. Напомню, что в ответ на американские претензии мы пошли на беспрецедентные, выходящие далеко за рамки Договора, меры транспарентности, включая демонстрацию ракеты 9М729, вызвавшей у партнеров столь серьёзную обеспокоенность. Но США сами проигнорировали наш жест доброй воли, да ещё подговорили к этому своих союзников по НАТО. Попросту говоря, они не пришли на демострацию ракеты.

Вместо того, чтобы вернуться в правовое поле и начать обсуждать все проблемные вопросы в рамках предусмотренного ДРСМД механизма, США начали активную пропагандистскую кампанию против России. Сделано это было с единственной целью – подготовить международное общественное мнение к своему выходу из Договора под предлогом его нарушения Россией.

Вполне естественно, что при этом американская сторона всячески избегала предметного и углубленного обсуждения имеющихся у нас претензий в связи с выполнением ею своих обязательств. Стремилась их максимально замолчать и заретушировать. Речь идет об ударных БЛА, подпадающих под определение ракет средней и меньшей дальности, размещении на американских базах ПРО в Европе пусковых установок МК-41, способных запускать ракеты «Томагавк», ракетах-мишенях для испытания системы ПРО, которые имеют схожие с уничтоженными по ДРСМД ракетами «Першинг-II» характеристики. Хотел бы подчеркнуть, что в отличие от американских необоснованных и бездоказательных претензий наши озабоченности основывались на детальных выкладках экспертов.

Ещё один существенный момент. В ходе кампании по развалу ДРСМД наши американские партнеры стали, если так можно выразиться, путаться в показаниях. Время от времени из Вашингтона звучали заявления, в т.ч. на самом высоком уровне, что основная причина принятого Д.Трампом в октябре прошлого года решения выйти из ДРСМД в угрозе, которую могут представлять для США и их союзников китайские ракеты средней и меньшей дальности. Подобные заявления лишь подтверждают, что мнимые нарушения Договора со стороны России – не более чем удобный предлог для его развала.

В заключение. После 2-го августа мы оказались в совершенно новой с точки зрения глобальной стабильности обстановке, которая требует всестороннего анализа и тщательного осмысления.

На наш взгляд, новая реальность грозит дальнейшим развалом сложившейся системы договоренностей в области контроля над ядерными вооружениями, а вместе с ней деградацией обстановки в области международной безопасности. Мы не раз предупреждали об этом американских коллег. Однако, судя по недавним заявлениям советника президента США по национальной безопасности Дж.Болтона по поводу перспектив продления ДСНВ, это их не сильно смущает.

В принципиальном плане наша позиция в условиях прекращения действия ДРСМД уже была обозначена в заявлениях Президента Российской Федерации В.В.Путина, в т.ч. от 5 августа с.г., и Министра иностранных дел России С.В.Лаврова. По сути она подтверждает готовность нашей страны проявлять сдержанность в отношении размещения ранее запрещенных Договором ракет, если и когда они у нас появятся. Сошлюсь в этой связи на слова В.В.Путина, который ещё 2 февраля с.г. заявил, что Россия не станет размещать соответствующие вооружения в Европе и других регионах, где и пока не будут развертываться американские ракеты средней и меньшей дальности. Ещё одним элементом нашей сдержанности являются зеркальные, подчеркиваю зеркальные, а не опережающие действия в том, что касается разработки, производства и развертывания РСМД наземного базирования.

К этому можно добавить, что Россия оставляет дверь открытой для предметного, конструктивного и нацеленного на взаимоприемлемые результаты диалога с США по всем вопросам стратегической стабильности на основе взаимного уважения и учета интересов друг друга, равно как и интересов всего международного сообщества. Отмечу, что возможности для продолжения такого разговора и заинтересованность в нём сохраняются, что было подтверждено лидерами двух стран во время встречи на полях саммита «Группы 20» в Осаке. Об этом же свидетельствуют и прошедшие за последние два месяца рабочие контакты, в том числе здесь, в Женеве (консультации С.А.Рябков – Дж.Салливан). Отмечу, что в ходе женевских консультаций обе стороны выразили понимание относительно необходимости продолжения консультаций по вопросам стратегической повестки дня для обсуждения возможных путей стабилизации сложившейся ситуации и обеспечения предсказуемости в стратегической сфере.

Кроме того, для этого можно использовать потенциал Конференции по разоружению, где идет интерактивный обмен мнениями между делегациями не только во время пленарных заседаний, но и в двустороннем и групповом форматах. Сохраняет свою актуальность и механизм взаимодействия и обсуждения вопросов стратегической безопасности в формате ядерной «пятерки».

 

О ситуации в Сирии

 

1-2 августа в столице Казахстана прошла уже 13-я по счету встреча высокого уровня в Астанинском формате. Отмечу, что наряду с делегацией ООН и Иордании в ней впервые приняли участие новые наблюдатели – представители Ирака и Ливана.

Считаем, что встреча в Нур-Султане прошла успешно. Принято совместное заявление, в котором сформулированы подходы стран-гарантов по всем основным вопросам актуальной сирийской повестки дня. Хотел бы особо выделить положение по ситуации в Идлибе. Подчеркнуто, что установление спокойствия «на земле» возможно только путем полного выполнения всех соответствующих соглашений, прежде всего – сочинского меморандума от 17 сентября 2018 г. Отмечено, что основная проблема исходит от террористов «Хейат Тахрир аш-Шам» и других вооруженных формирований.

«На полях» встречи удалось согласовать режим прекращения боевых действий в Идлибе. ВС САР и ВКС России остановили военные действия, включая применение авиации. Однако боевики «Нусры» не только не перестали наносить удары по позициям сирийских военных и жилым районам, но и попытались даже вновь обстрелять российскую авиабазу Хмеймим. В итоге ВС САР были вынуждены открыть ответный огонь.

Еще одним конкретным «продуктом» прошедшей встречи стало взаимное освобождение очередной группы задержанных лиц в рамках профильной Рабочей группы Астанинского формата. Всего за состоявшиеся четыре обмена было освобождено более 110 человек. Считаем это уникальным достижением, серьезным вкладом в дело установления доверия между сирийскими сторонами.

Выделю также тезис о необходимости наращивания гумсодействия Сирии, которое, на наш взгляд, должно осуществляться без каких-либо предварительных условий. В данном контексте важно идти по пути реализации проектов раннего восстановления, включая базовые объекты инфраструктуры – водо- и электроснабжения, школы, больницы, а также по гуманитарному разминированию. Как вы знаете, в Нур-Султане была в предварительном плане  анонсирована идея проведения Международной конференции по вопросам гумсодействия Сирии. Эта инициатива еще нуждается в проработке, поэтому на данный момент не могу дать больше деталей.

О создании Конституционного комитета

Уверен, вы помните, что договоренности о создании Конституционного комитета были достигнуты еще в декабре прошлого года. Прибывшие в Женеву министры иностранных дел «Астанинской тройки» – России, Турции и Ирана представили согласованный с обеими сирийскими сторонами – правительством и оппозицией – список тогдашнему Спецпосланнику С.де Мистуре. Дальнейшее развитие событий всем хорошо известно: группа западных стран оказала давление на ооновцев, которые не дали этому соглашению «зеленый свет».

В январе уже текущего года на место С.де Мистуры пришел новый Спецпосланник Г.Педерсен. Ему понадобилось время, чтобы войти в курсе дела. Было также достигнуто понимание, что вместе со списком кандидатов следовало бы заранее согласовать с сирийцами правила процедуры работы Комитета и ряд других оргмоментов. При этом новый Спецпосланник – надо отдать ему должное – установил хорошие рабочие контакты как с представителями сирийского правительства, так и руководством оппозиционного Сирийского комитета по переговорам.

При активной поддержке России и наших партнеров по Астанинскому формату в тесной координации с Г.Педерсеном удалось добиться значительного прогресса по согласованию «пакетных договоренностей» по Конституционному комитету.

В общем – рассчитываем, что позитивные новости по Конституционному комитету появятся уже в ближайшем месяце. Надеемся, что наши западные коллеги займут конструктивную позицию и не будут чинить препятствий соответствующим усилиям.

О ситуации в Идлибе

Думаю, первую часть вашего вопроса было бы правильно адресовать террористам «Хейат Тахрир аш-Шам», которые хозяйничают в этой зоне. Ведь именно они своими обстрелами населенных пунктов на подконтрольных правительству Сирии территориях, позиций сирийской армии и российской авиабазы «Хмеймим» вынудили ВС САР и ВКС России наносить ответные удары. Сейчас мы со всех сторон слышим о том, что это Россия якобы нарушает договоренности по зоне деэскалации и меморандум о создании внутрии нее демилитаризованной зоны. Такие обвинения абсурдны. Тем более, что российско-турецкое соглашение по Идлибу и предусматривает необходимость беспощадной борьбы с террористами.

При этом ситуация вокруг Идлиба развивается таким образом, что даже получив ответный удар, террористы не отказываются от своих провокационных действий, продолжают атаковать жилые районы и гражданскую инфраструктуру, что приводит к гибели десятков мирных жителей. Более того, бандиты стягивают в южные районы дополнительные силы, бронетехнику, завозят современное оружие – явно в целях организовать наступление. Напомню, что мы уже три раза пытались вернуть режим «тишины» в Идлибе. Крайний раз – буквально неделю назад. Но все эти попытки пока срываются террористами.

Одновременно террористы и близкие к ним сомнительные организации, вроде печально известных «Белых касок», ведут активную пропагандистскую кампанию по дискредитации антитеррористических действий Москвы и Дамаска, обвинению нас с сирийцами в атаках на гражданские объекты. Цель террористов понятна – всеми правдами и неправдами спасти себя и остановить операцию ВС САР и ВКС России. К сожалению, жертвами распространяемых фальшивок по поводу происходящего в Идлибе становятся и авторитетные международные организации. Мы это наблюдаем и в Нью-Йорке – в ходе заседаний Совета Безопасности, и здесь в Женеве – в рамках работы Целевых групп по Сирии. На все подобные суждения даем четкие разъяснения. Призываем гуманитарные структуры ООН перепроверять такого рода информацию через российский Центр по примирению враждующих сторон. Наши военные готовы к сотрудничеству.

О лагере «Рукбан»

Благодаря совместным усилиям России и правительства Сирии лагерь покинули уже около 18 тыс. человек. Им была оказана вся необходимая помощь. Большинство людей уже переселились в места постоянного проживания. По различным оценкам, в лагере могут оставаться до 23 тыс. человек.

Безусловно, мы заинтересованы в том, чтобы как можно быстрее помочь тем из них, кто хотел бы переехать на подконтрольные Дамаску территории. Осуществляется плотное взаимодействие по этому вопросу с властями САР и с ООН. Рассчитываем, что гуманитарщики смогут оказать содействие в целях ускорить вывоз людей из лагеря. Если это удастся, то, думаю, вполне реально вызволить на свободу всех желающих в течение одного месяца.

Однако здесь все будет зависеть от доброй воли США. Напомню, что «Рукбан» находится в т.н. 55-ти километровой зоне безопасности, которую американская сторона самовольно установила вокруг населенного пункта ат-Танф, где была размещена ее военная база. Сам лагерь контролируют боевики НВФ, подконтрольные США. Примечательно, что у американских военных и НВФ нет никаких бытовых и хозяйственных проблем, однако проживающим по соседству десяткам тысяч сирийских ВПЛ американцы отчего-то помогать не хотят. При этом – вопреки логике – на все лады винят в гуманитарных проблемах «Рукбана» власти САР. Рассчитываем, что американская сторона все же услышит мольбы резидентов лагеря, окажет давление на боевиков и позволит миссии ООН помочь всем желающим выбраться на свободу.