Административно-бюджетные вопросы

Назад

Выступление заместителя Директора Департамента международных организаций МИД России В.В.Кузнецова на 29-й сессии Комитета Исполкома ВОЗ по программным, бюджетным и административным вопросам п. 3.1 «Проект бюджета на 2020-2021 гг.» (документы EB144/5, EB144/6, EB144/7)

Выступление заместителя Директора Департамента международных организаций МИД России В.В.Кузнецова

на 29-й сессии Комитета Исполкома ВОЗ по программным, бюджетным и административным вопросам

 

п. 3.1 «Проект бюджета на 2020-2021 гг.» (документы EB144/5, EB144/6, EB144/7)

 

Уважаемый г-н Предеседатель,

Наша делегация признательна Секретариату за подготовку и представление проекта бюджета по программам ВОЗ на 2020-2021 гг. Мы отмечаем новый формат документа и подход к его подготовке, а также те усилия, которые были предприняты в целях обеспечения осязаемых результатов на уровне страновых офисов. Положительной оценки заслуживает сосредоточение на результатах в рамках программной деятельности прежде всего на страновом уровне, что прослеживается по всему представленному документу. Достаточно конкретно, на наш взгляд, указаны мероприятия и деятельность Секретариата по реализации намеченных задач по направлениям работы ВОЗ в предстоящее двухлетие.

В то же время в том, что касается непосредственно финансовой части проекта представленного бюджета по программам, то хотели бы высказать целый ряд замечаний и предложений.

Раздел «Бюджет» (пп. 47-73) не дает полной картины финансовой составляющей и не содержит необходимой информации для надлежащего анализа проекта бюджета: опять же акцент сделан на программные аспекты. Что важно видеть в этой связи? Необходима информация в консолидированной форме по ключевым статьям расходов:

- расходы на персонал (оклады и общие расходы на персонал) в абсолютном выражении и в процентах от общего уровня предлагаемого бюджета;

- расходы по контрактам;

- расходы на консультантов;

- оперативные расходы;

- расходы на командировки;

- закупки оборудования.

То есть укрупненная консолидированная информация по основным статьям расходов и в сравнении с показателями текущего двухгодичного бюджета и с указанием роста или сокращения. И речь не идет о возвращении к постатейному бюджету: эта базовая информация необходима для анализа общих тенденций расходования финансовых средств Организации.

Государствам-членам важно также располагать информацией относительно штатного расписания на предстоящее двухлетие: сколько должностей планируется сократить; сколько новых должностей и какого уровня планируется создать; планируется ли реклассификация должностей в сторону понижения или повышения. К сожалению, представленный документ не содержит этой важной информации, а без такой финансовой составляющей проект бюджета фактически перестает быть, строго говоря, бюджетом, а является лишь программой работы.

Некоторая ключевая для проекта бюджета информация все же дается, однако достаточно скупо, и требует дополнительных пояснений.

В связи с усилением системы резидентов-координаторов предлагается сумма в 42,4 млн, однако не указывается сколько приходится на 1% налога на жестко резервированные добровольные взносы доноров на проекты, а сколько составит доля ВОЗ в общих расходах механизма Группы ООН по вопросам развития. Сумма в 42,4 млн требует разбивки.

Не дается разъяснений и по уровню закладываемой инфляции (1,5%). Указывается лишь то, что эта цифра «реалистичная», но как Секретариат пришел к этому важному фактору при составлении проекта бюджета, умалчивается.

С удовлетворением отмечаем, что в рамках проекта бюджета Секретариат планирует добиться за счет повышения эффективности 99 млн долл., и эта сумма будет абсорбирована в рамках бюджета штаб-квартиры. Важно располагать более развернутой информацией: за счет чего, на каких направлениях будет обеспечена эта экономия и есть ли дополнительные резервы для дополнительной экономии.

В п.52 раздела «Бюджет» указывается, что предлагается сократить бюджеты региональных офисов и штаб-квартиры, соответственно, на 0,4% и на 4,1% по сравнению с базовым сегментом на 2018-2019 гг. Это утверждение вводит в заблуждение, поскольку в абсолютном выражении (в долларах) мы видим реальный рост в случае региональных офисов и сохранение на прежнем уровне расходов штаб-квартиры, т.е. о сокращениях в абсолютных выражении речи не идет. Такая подача информации в рамках бюджета, на наш взгляд, недопустима. Следует указывать либо только в абсолютных цифрах, либо и в абсолютных, и в процентах от общего уровня, чтобы иметь четкую картину.

Поскольку в представленном документе «красной нитью» проходит утверждение о существенном бюджетном переключении средств на уровень страновых офисов, мы ожидали увидеть некоторое сокращение расходов в штаб-квартире Организации, как это, как правило, происходит в случае децентрализации и укрепления присутствия организаций на страновом уровне. Но этого нет в представленном проекте бюджета. Бюджет штаб-квартиры остается на прежнем уровне, а в части стратегического приоритета В.4 он увеличивается в абсолютном выражении на большую сумму, чем страновые офисы.

Однако в целом мы удовлетворены представленным проектом бюджета, особенно в том, что касается его программной части. В отношении же финансового обзора самого проекта, на наш взгляд, он должен быть более развернутым с учетом тех моментов, о которых мы говорили ранее, тем более что он совсем не утяжелит документ, а сделает его более транспарентным, и тем более что Секретариат располагает всеми данными для наполнения проекта бюджета важной финансовой информацией для проведения данного анализа.