ВОПРОСЫ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В ОБЛАСТИ ЭКОНОМИКИ, НАУКИ И ТЕХНИКИ, ЗДРАВООХРАНЕНИЯ, ЗАЩИТЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Назад

ВЫСТУПЛЕНИЯ российской делегации на 146-й сессии Исполнительного комитета Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) Женева, 3-8 февраля 2020 г.

ВЫСТУПЛЕНИЯ

российской делегации на 146-й сессии Исполнительного комитета Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ)

 

Женева, 3-8 февраля 2020 г.

 

Пункт 6 повестки дня «Первичная медико-санитарная помощь».

Российская Федерация высоко ценит проделанную Секретариатом ВОЗ совместно с государствами-членами и партнерами работу по обзору и обобщению опыта развития первичной медико-санитарной помощи (ПМСП). Проект Операционного механизма заслуживает самой высокой оценки за научно-обоснованные практические рекомендации по ускоренному продвижению ПМСП для достижения всеобщего охвата услугами здравоохранения.

Ожидаем, что до сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения Механизм будет дополнен более конкретными рекомендациями по набору индикаторов мониторинга ПМСП, в том числе – для целей подотчетности.

И дружественное предложение. В Механизме «первичная медико-санитарная помощь» понимается очень широко – от профилактики до лечения, реабилитации и паллиативной помощи и на протяжении всей жизни человека. Она – преемственна и непрерывна, задействует другие сектора и общество, человека и семью, т.е. затруднительно очертить ее границы.

Поэтому предлагаем дать в документе более четкое определение того, что включено в ПМСП, а то, что не включено – прямо указать.

 

Пункт 7.1 повестки дня «Всеобщий охват услугами здравоохранения (ВОУЗ): вместе на пути к построению более здорового мира».

Российская Федерация высоко ценит усилия Секретариата в сотрудничестве с государствами-членами и партнерами для достижения миллиардной цели по ВОУЗ в 2023 году. В докладе приведены веские доказательства эффективности инвестиций, прежде всего в ПМСП, но также высказаны опасения по замедлению движения к ВОУЗ из-за недостаточности государственного финансирования и вынужденных прямых расходов населения.

В соответствии Конституцией Российской Федерации в нашей стране ежегодно утверждается программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (с определением пакета услуг здравоохранения и выделением соответствующего государственного финансирования).

Предлагаем Секретариату ВОЗ системно и научно-обосновано оказывать поддержку государствам-членам в нормативном определении соответствующего национальным условиям и возможностям пакета базовых услуг первичной медико-санитарной помощи и здравоохранения в целом и в выборе модели его государственного обеспечения на основе принципа социального страхования.

 

Пункт 7.2 повестки дня «Политическая декларация третьего совещания высокого уровня ГА ООН по профилактике неинфекционных заболевания (НИЗ) и борьбе с ними».

Российская Федерации поддерживает предложенный Секретариатом ВОЗ перечень экономически эффективных мер по укреплению психического здоровья и благополучия. Считаем важным их регулярный анализ и пересмотр в соответствии с запросами стран.

Также хотели выразить поддержку Секретариату в отношении разработки Руководства для стран по выбору политики и мер воздействия, которые обеспечивают сокращение использования источников выбросов. Российские эксперты готовы принять участие в его рецензировании.

Приветствуем работу ВОЗ по осуществлению глобальной стратегии по сокращению вредного употребления алкоголя.

Опыт Российской Федерации показывает, что только полная политическая приверженность и усиление мер контроля за алкогольной продукцией позволит странам достичь прогресса.

В связи с этим поддерживаем предложенный Таиландом проект решения по разработке Плана действий по реализации глобальной стратегии по алкоголю и выражаем готовность стать соавторами.

 

Пункт 9 повестки дня «Ускорение элиминации рака шейки матки как глобальной проблемы общественного здравоохранения».

Благодарим за представленный доклад и подготовку проекта стратегии по элиминации рака шейки матки.

Считаем важным проведение комплексных мероприятий, включающих вакцинацию, скрининг и лечение предраковых поражений, а также ведение случаев инвазивного рака шейки матки.

В Российской Федерации в рамках диспансеризации населения проводится скрининг рака шейки матки, разработаны клинические рекомендации по диагностики и лечению доброкачественных предраковых заболеваний шейки матки с позиции профилактики рака. Планируется введение бесплатной вакцинации в рамках Национального календаря прививок.

Российская Федерация поддерживает проект резолюции и выражает готовность стать её соавтором.

 

Пункт 10 повестки дня «Ликвидация туберкулеза».

Российская Федерации привержена положениям Политической декларации ООН по туберкулезу в 2018 году и удовлетворением отмечает последовательные действия ВОЗ по реализации программы по элиминации туберкулеза и достижения Целей устойчивого развития (ЦУР).

Благодарим ВОЗ за разработку глобальной стратегии исследовательской и инновационной деятельности по туберкулезу. Настоящая стратегия дополняет комплексный межсекторальный подход к решению проблемы туберкулеза, основанной на научных данных и подкрепленных инновационными решениями в вопросах профилактики, диагностики и лечения.

Только совместные скоординированные действия стран-членов, Всемирной организации здравоохранения и негосударственных структур позволят эффективно выполнить амбициозные задачи.

Именно поэтому Российская Федерация выступает с проектом резолюции, который призывает всех заинтересованных участников к реализации представленной стратегии. Благодарим страны, которые выступили ко-спонсорами проекта резолюции: Франция, Индонезия, Соединенные Штаты Америки, Шри-Ланка, Эфиопия и Южная Африка.

 

Пункт 11 повестки дня «Эпилепсия, как глобальная проблема здравоохранения».

Российская Федерации приветствует доклад Секретариата по эпилепсии. В этом документе, а также в Глобальном Докладе ВОЗ по эпилепсии убедительно представлена необходимость дальнейших последовательных действий в области эпилепсии, которая является одним из наиболее распространенных, тяжелых, инвалидизирующих, но вместе с тем благоприятных в плане лечения неврологических заболеваний.

В докладе отмечается, что во многих странах мира сохраняются пробелы в законодательстве, высокий уровень стигматизации, низкая доступность медицинской помощи, а также отсутствует системный подход к проблеме. С учетом высокой коморбидности эпилепсии и ведущих неврологических расстройств, целесообразности синергичного подхода к снижению бремени эпилепсии и других неврологических заболеваний, их диагностике, лечении, профилактики и интеграции в систему первичного здравоохранения предлагаем рассмотреть комплексный междисциплинарный подход к решению проблемы эпилепсии и других неврологических расстройств. Просили бы поддержать соответствующий проект решения, подготовленный Российской Федерацией и ко-спонсорами - Китайской Народной Республикой и Кооперативной Республикой Гайяной. Отмечаем важность текущего момента и необходимость безотлагательного принятия действенных решений в отношении эпилепсии и других неврологических расстройств.

 

Пункт 13 повестки дня «Забытые тропические болезни».

Благодарим Секретариат за представленный глубокий анализ текущей ситуации и прогресса с момента внедрения дорожной карты по борьбе с забытыми тропическими болезнями (ЗТБ), а также определение проблем и возможностей по усилению принимаемых мер.

Поддерживаем отмеченную в докладе Секретариата необходимость комплексного, многопрофильного и межсекторального подхода при планировании и реализации мероприятий по профилактике и борьбе с ЗТБ.

Отмечаем важность мобилизации странами собственных ресурсов, а также дальнейшее развитие научно-исследовательской и инновационной деятельности в этой области, что позволит стимулировать прогресс и снижать риски, связанные с различными факторами, его тормозящими, включая изменение климата, чрезвычайные ситуации, политическую нестабильность и другие.

Поддерживаем рекомендации стратегической и технической консультативной группы ЗТБ ВОЗ по разработке следующей дорожной карты на период с 2021 по 2030 годы.

В целом доклад поддерживаем.

 

Пункт 20 повестки дня «Сфера данных и инноваций: проект глобальной стратегии в области цифрового здравоохранения».

В целом поддерживаем доклад Генерального директора ВОЗ по Глобальной стратегии и плану действий (ГСПД) в области общественного здравоохранения, инноваций и интеллектуальной собственности (EB146/15). Хотели бы отметить следующее:

- прогресс в подходах по повышению доступности лекарственных средств, включая вопросы прозрачности ценообразования, раскрытия данных о затратах и результатах исследований в сфере здравоохранения;

- важность расширения Патентного пула ВОЗ и стимулирования добровольного лицензирования наиболее востребованных здравоохранением препаратов;

- целесообразность расширения применения механизмов TRIPS WTO для нужд общественного здравоохранения;

- целесообразность активного содействия ВОЗ потенциальным партнерам по инновационному сотрудничеству и поставке необходимых лекарств с использованием механизмов статьи 31бис TRIPS, учитывая технологический потенциал локальных производителей.

Кроме того, выражаем признательность делегации Бразилии за конструктивную работу по проекту решения Исполкома ВОЗ о докладе по ГСПД и в целях обеспечения дальнейшего прогресса в организующей деятельности ВОЗ по данной и смежным проблематикам присоединяемся к ко-спонсорам соответствующего документа.

 

Пункт 15 повестки дня «Чрезвычайные ситуации в области общественного здравоохранения».

Делегация Российской Федерации благодарит Секретариат за представление подробного доклада о деятельности ВОЗ в чрезвычайных ситуациях и за определение дальнейших действий в данном направлении.

В связи с этим бы хотели подчеркнуть, что главным инструментом регулирования в чрезвычайных ситуациях являются Международные медико-санитарные правила (ММСП). Мы глубоко убеждены, что ММСП надо укреплять и развивать.

Считаем важным отметить, что ВОЗ – это главный координатор ММСП, чьей основной ролью является не столько создание собственных сил, сколько регулирование и эффективное использование возможностей стран-членов ВОЗ.

Создание сопутствующих или поддерживающих инструментов, параллельных ММСП, лишь ослабляют мировую готовность к чрезвычайным ситуациям, перетягивая на себя внимание и ресурсы ВОЗ, в то время, как формирование национальных потенциалов государств-членов является задачей первостепенной важности.

Российская Федерация полностью поддерживает ММСП не только путем выделения финансовых ресурсов для ВОЗ, но и путем оказания помощи странам ВЕЦА на двусторонней основе. На данный момент на завершающей стадии находится подготовка проекта распоряжения Правительства Российской Федерации о продолжении внедрения ММСП и оказанию содействия странам Восточной Европы и Центральной Азии. Россия планирует вновь выделить средства на укрепление и развитие данного направления.

Также совместно с ВОЗ и Германией, Россия разработала руководство по использованию мобильных лабораторий для чрезвычайных ситуаций санитарно-эпидемиологического характера. Российская Федерация продолжит практику проведения совместных учений в регионе.

 

Пункт 15.3 повестки дня «Готовность к гриппу».

Российская делегация считает, что Глобальная система ВОЗ по эпиднадзору за гриппом и принятию ответных мер функционирует эффективно. Входящие в нее лаборатории обеспечивают механизм оповещения и реагирования, как на сезонный и зоонозный пандемический грипп, так и сейчас – на новый коронавирус, обеспечивая оперативный обмен геномными последовательностями.

Поддерживаем работу ВОЗ по совершенствованию механизма обмена штаммами вирусов гриппа. При этом нужно признать, что принятые рядом стран законодательные меры могут затруднять обмен вирусами в рамках Глобальной системы ВОЗ по эпиднадзору за гриппом и негативно влиять на объективность и оперативность выбора состава сезонных вакцин против гриппа.

Приветствуем готовность Секретариата содействовать в поиске решений в подобных ситуациях. Необходимо предложить всем заинтересованным национальным центрам по гриппу, входящим в Глобальную систему ВОЗ по эпиднадзору за гриппом и принятию ответных мер, заблаговременно предусмотреть заключение многолетних двусторонних соглашений о передаче материала с Сотрудничающими центрами ВОЗ по гриппу.

 

Пункт 15.5 повестки дня «Профилактика холеры и борьба с ней».

Для достижения цели глобальной ликвидации холеры в эндемичных странах важно использовать межсекторальный подход, включающий усиление эпиднадзора, укрепление систем здравоохранения, улучшение систем водоснабжения, санитарии и гигиены, коммуникаций и иммунизации населения. Кроме того, необходимо повысить готовность стран к раннему выявлению заболеваний и оперативному реагированию.

Отмечаем, что ряд стран уже проводит такую работу в соответствии с принятой Глобальной дорожной картой до 2030 года, что обеспечивает определенные успехи в борьбе с холерой.

Отмечаем необходимость поддержки мероприятий в эндемичных странах со стороны ВОЗ, технических партнеров и международных доноров.

Приветствуем и призываем продолжить деятельность Глобальной целевой группы совместно с партнерами по разработке технических документов по вопросам надзора и борьбы с холерой, что должно обеспечить эффективность и координацию проводимых мероприятий.

 

Пункт 17 повестки дня «Десятилетие здорового старения».

Российская Федерация в свете подготовки к проведению Десятилетия здорового старения до 2030 года высоко ценит усилия Секретариата по анализу выполнения «Плана действий по проблеме старения и здоровья» совместно с государствами-членами из всех регионов ВОЗ. С нетерпением ожидаем представления проекта глобального доклада на семьдесят третьей сессии ВАЗ.

Предлагаем дополнить список приоритетов Десятилетия положением о поддержке сохранения социальной активности и включенности людей пожилого возраста. Поддерживаем разработку согласованных стандартов и количественных показателей для мониторинга Десятилетия здорового старения.

 

Пункт 18 повестки дня «Питание матерей и детей грудного и раннего возраста».

Благодарим за доклад, отражающий прогресс по осуществлению деятельности в области питания матерей и детей грудного и раннего возраста.

Российская Федерация проводит всестороннюю и последовательную работу в этой области. Именно поэтому мы выступили одним из соавторов резолюции по вскармливанию детей грудного и раннего возраста, принятой на 71-й сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения.

В настоящее время разрабатывается комплекс политических мер, направленных на ограничение рекламы детских молочных смесей, разрабатывается система мониторинга в соответствии с международным сводом правил по сбыту заменителей грудного молока, развивается инициатива «Больница, доброжелательная к ребенку».

На региональном уровне функционирующий в Российской Федерации Географически удаленный офис ВОЗ по неинфекционным заболеваниям (НИЗ) оказывает поддержку странам в вопросах грудного вскармливания и разъясняет его связь с НИЗ.

Всецело разделяем меры, предложенные ВОЗ, и поддерживаем представленный проект резолюции.

 

Пункт 20 повестки дня «Сфера данных и инноваций: проект глобальной стратегии цифрового здравоохранения».

Российская Федерация благодарит за представленный доклад и поддерживает разработку глобальной стратегии в области цифрового здравоохранения, инновация и интеллектуальной собственности в консультации со странами.

С удовлетворением отмечаем, что реализуемый в Российской Федерации федеральный проект по цифровому здравоохранению полностью отвечает основным положениям представленной Глобальной стратегии.

Полноценная реализация потенциала цифровизации в области общественного здравоохранения возможна только при обеспечении накопления цифровых медицинских данных на основе единых справочников, но с учетом безопасности и защиты неприкосновенности личной информации, перехода на электронные медицинские документы и устранения цифрового неравенства на региональном и национальном уровнях.

 

Пункт 22.2 повестки дня «Взаимодействие с негосударственными структурами».

Благодарим Секретариат за представленные доклады, которые позволяют объективно оценить текущую ситуацию по выполнению Механизма взаимодействия с негосударственными структурами, и в частности, проблемы, возникающие на страновом уровне.

Поддерживаем все рекомендации Бюро по оценке и рекомендации Комитета Исполкома по программным, бюджетным и административным вопросам и присоединяемся к просьбе к Секретариату в следующем отчете о применении Механизма и в последующих документах информировать нас о выполнении этих рекомендаций с особым вниманием к использованию современных эффективных электронных технологий.