СОВЕТ ООН ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА

Выступление представителя Российской Федерации по п.9 повестки дня 42-й сессии Совета ООН по правам человека (Женева, 24 сентября 2019 года)

Господин Председатель, Сегодня мы наблюдаем всплеск ксенофобии, разобщенности и межэтнической напряженности в мире. В его различных частях все отчетливее проявляются тревожные признаки возрождения идей агрессивного национализма, а также развития новых форм расизма и дискриминационных проявлений в законодательстве и на практике в области гражданства и миграции. Одной из таких форм становится насильственное продвижение монокультурных обществ, когда культурное разнообразие рассматривается в качестве угрозы национальной идентичности и государству. Достигается это, в частности, путем насильственной ассимиляции групп этнических и лингвистических меньшинств.

Выступление представителя Российской Федерации на 42-й сессии Совета ООН по правам человека в ходе диалога со Специальным докладчиком по современным формам рабства и Рабочей группой по вопросу об использовании наемников как средства нарушения прав человека и противодействия осуществлению права народов на самоопределение

Господин Председатель, С интересом ознакомились с докладом г-жи Бхулы, посвященным анализу состояния дел в сфере борьбы с современными формами рабства и перспективам противодействия этому негативному явлению. Разделяем мнение спецдокладчика о том, что меры по борьбе с этим глобальным вызовом современности должны носить комплексный и систематический характер, быть обоснованными и интегрированными в общие усилия по достижению устойчивого развития, а также ориентированными на защиту интересов жертв современных форм рабства. В этой связи хотели бы поинтересоваться мнением спецдокладчика о месте и роли Совета ООН правам человека и его спецпроцедур в работе на данном направлении, а также конкретными шагами, которые они могли бы предпринять для борьбы с современными формами рабства, особенно принимая во внимание тот факт, что вопросами предотвращения этой категории преступлений и борьбы с ними занимаются венские механизмы.

Выступление представителя Российской Федерации на 42-й сессии Совета ООН по правам человека в ходе диалога со Специальным докладчиком по вопросу о правах человека на безопасную питьевую воду и санитарные услуги и Специальным докладчиком по вопросу о последствиях для прав человека экологически обоснованного регулирования и удаления опасных веществ и отходов (Женева, 9 сентября 2019 г.)

Господин Председатель, Внимательно изучили доклад г-на Лео Эллера, посвященный проблемам доступа к безопасной питьевой воде и санитарным услугам в сферах жизни за пределами домашних хозяйств, особенно в общественных местах.Согласны с тезисом о необходимости не только закрепления в законодательстве, но, главное, обеспечения выполнения на практике права каждого человека на доступ к безопасной воде и санитарии. В этой связи вновь хотели бы привлечь внимание спецдокладчика к ситуациис«водной блокадой», которую Украина устроила Крымскому полуострову. Она фактически представляет собой действие, направленное на уничтожение прав человека.

Выступление представителя Российской Федерации на 42-й сессии Совета ООН по правам человека в ходе диалога по Йемену в рамках пункта 2 повестки дня сессии (Женева, 10 сентября 2019 г.)

Господин Председатель, Мы внимательно изучили доклад Верховного комиссара о ситуации в Йемене. Положение в этой стране, в том числе в правозащитной сфере, вызывает нашу глубокую обеспокоенность. Эскалация вооруженного противостояния на юге страны и его переход в новую опасную фазу чреваты серьезными последствиями. Обеспокоены недавним обострением ситуации, приведшим к значительным человеческим жертвам. Призываем всех участников конфликта на юге страны проявлять максимальную сдержанность, не допуская новых жертв, особенно среди гражданского населения, и вывода из строя инфраструктуры. Тревожит то, что фрагментация страны и эскалация вооруженной конфронтации способствуют усилению позиций террористических группировок, которые контролируют уже около трети территории Йемена.

Выступление представителя Российской Федерации на 42-й сессии Совета ООН по правам человека в ходе диалога по Никарагуа в рамках п.2 повестки дня (Женева, 10 сентября 2019 г.)

Господин Председатель, Мы внимательно изучили доклад Верховного комиссара о ситуации в Никарагуа. Прежде всего, отмечаем, что резолюция, в соответствии с которой этот доклад был запрошен, не пользовалась всеобщей поддержкой. Ее текст ангажирован и направлен не на улучшение положения с правами человека, но на расшатывание политической обстановки в стране. К сожалению, мы не можем согласиться с докладом и его выводами по тем же причинам.

Выступление Постоянного представителя Российской Федерации при Отделении ООН в Женеве Г.М.Гатилова в ходе диалога с Верховным комиссаром ООН по правам человека М.Бачелет на 42-й сессии Совета ООН по правам человека

Благодарю Вас, господин Председатель, Госпожа Верховный комиссар, Поздравляю Вас с успешным окончанием первого года работы на этом ответственном посту. Отрадно, что Вы придерживались понимания того, что диалог с государствами – необходимое условие прогресса в международном сотрудничестве в области прав человека. Разделяем и поддерживаем такой подход. Во вчерашнем выступлении Вы совершенно правомерно не назвали недавние протестные выступления в Российской Федерации мирными. Необходимо проводить четкое разграничение между законными мирными действиями общества и отдельных лиц по защите своих прав и намеренными попытками спровоцировать беспорядки и насилие. Последние не должны оправдываться правозащитными аргументами: по сути, они представляют собой действие, направленное на уничтожение прав человека.

Выступление представителя Российской Федерации на 41-й сессии Совета ООН по правам человека в ходе тематической дискуссии по проблематике технического содействия по теме «Техническое сотрудничество и укрепление потенциала в области прав человека пожилых людей» (Женева, 10 июля 2019 г.)

Господин Председатель, Признательны выступившим до нас ораторам, поделившимся своим опытом реализации мер в целях содействия поощрению и защите прав человека пожилых людей. Хотели бы также внести вклад в эту дискуссию, рассказав об успешных российских наработках в данной сфере, ведь старение населения – это общемировая тенденция. С февраля 2016 г. в России поэтапно осуществляется реализация Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения до 2025 г., основное внимание которой сфокусировано на таких семи направлениях, как финансовое обеспечение и стимулирование занятости, совершенствование системы охраны здоровья, обеспечение доступа к информационным и образовательным ресурсам, формирование условий для организации досуга, развитие современных форм социального обслуживания и рынка социальных услуг, стимулирование производства товаров и оказания услуг для пожилых людей, а также развитие общества с учетом интересов, потребностей и возможностей граждан старшего поколения.

Выступление представителя Российской Федерации на 41-й сессии Совета ООН по правам человека в ходе диалога по ситуации с правами человека на Украине (Женева, 10 июля 2019 года)

Господин Председатель, После смены президентской власти мы, к сожалению, не наблюдаем улучшения ситуации в области прав человека на Украине. Нарушения, задокументированные в докладах Наблюдательной миссии, не расследуются, меры по восстановлению в правах не принимаются. Предстоит понять, как новые украинские власти будут выполнять обозначенную Владимиром Зеленским в инаугурационной речи задачу прекращения войны в Донбассе. Пока же Украина упорно игнорирует не только Минские соглашения, но и свои обязательства в рамках «нормандского формата». В Донбассе киевские власти продолжают неизбирательные обстрелы населенных пунктов и объектов инфраструктуры. Не сделано никаких шагов по облегчению жизни населения, выплате пенсий и пособий.

Выступление представителя Российской Федерации на 41-й сессии Совета ООН по правам человека в ходе диалога по ситуации с правами человека в Центральноафриканской Республике (ЦАР) (Женева, 10 июля 2019 года)

Господин Председатель, Как и в любых других государствах, полное соблюдение прав человека в ЦАР невозможно без устойчивого мира. Рассматриваем Политическое соглашение о мире и примирении в Центральноафриканской Республике (ЦАР), подписанное в Банги 6 февраля с.г. между Правительством этой страны и основными вооруженными группировками, в качестве важной точки отсчета для дальнейшего урегулирования ситуации в ЦАР. Считаем достижение этих договоренностей результатом гармонизации всех мирных инициатив в отношении ЦАР. Россия намерена нарастить свой вклад в коллективные миротворческие усилия в этой стране.

Выступление представителя Российской Федерации на 41-й сессии Совета ООН по правам человека в ходе общей дискуссии по п.10 повестки дня «Техническое содействие и наращивание потенциала» и п.2 повестки дня «Диалог с Верховным комиссаром ООН по правам человека» (Женева, 10 июля 2019 года)

Господин Председатель, Российская делегация выступает категорически против политизации технического содействия и соответствующего пункта повестки дня СПЧ. Мы считаем, что в работе на этом направлении не должно подниматься тем, выходящих за рамки оказания помощи странам в наращивании потенциала в области прав человека, повышения их устойчивости перед правозащитными вызовами и предметной работы над укреплением уважения к правам человека при полноформатном участии не только заинтересованного государства но и, при необходимости, региональных игроков.

Выступление представителя Российской Федерации на 41-й сессии Совета ООН по правам человека в ходе интерактивного диалога со Специальным докладчиком СПЧ по современным формам расизма Т.Ачиуме (Женева, 8 июля 2019 года)

Господин Председатель, Благодарим г-жу Ачиуме за представленный доклад, посвященный проблематике вовлечения молодежи в ряды неонацистских и иных расистских группировок. Данное исследование является особенно актуальным в современных условиях роста в мире проявлений разнообразных форм расизма и связанных с ним видов нетерпимости, усиливающегося исторического ревизионизма, обеления нацистских преступников и их пособников. Все эти проявления вызывают серьёзную тревогу.

Выступление представителя Российской Федерации на 41-й сессии Совета ООН по правам человека в ходе диалога по ситуации с правами человека в Демократической Республике Конго (ДРК) (Женева, 9 июля 2019 года)

Господин Председатель, С осторожным оптимизмом оцениваем ситуацию, складывающуюся в Демократической Республике Конго (ДРК). Отмечаем настрой нового президента ДРК Феликса Чисекеди на конструктивную работу по нормализации положения в сфере безопасности, соблюдение прав и свобод человека, повышение уровня жизни населения.

Выступление Представителя Российской Федерации по п.9 повестки дня 41-й сессии Совета ООН по правам человека (Женева, 8 июля 2019 года)

Господин Председатель, Несмотря на уроки истории, в мире по-прежнему крайне остро стоит вопрос расизма и таких его современных форм проявления, как агрессивный национализм. К сожалению, особенно ярко это проявляется в странах Европы. Националисты используют уже опробованные 80 лет назад методы привлечения сторонников: используют популистскую риторику, внедряют идеи превосходства в политический дискурс; активно втягивают в свою деятельность молодежь. И все это происходит на фоне проводимой рядом европейских стран кампании исторического ревизионизма, граничащего с фальсификацией, «войны» с памятниками в честь борцов с нацизмом и одновременно возвеличивания нацистских преступники и их пособников.

Выступление представителя Российской Федерации по п.8 повестки дня 41-й сессии Совета ООН по правам человека Женева, 8 июля 2019 года

Господин Председатель, В 1993 году в Вене международным сообществом в ходе Всемирной конференции по правам человека было принято очень важное решение: был создан пост Верховного комиссара ООН по правам человека, а Центру по правам человека было поручено выполнять функции нынешнего Управления Верховного комиссара. Поэтому считаем, что в рамках данного пункта должна в том числе обсуждаться и деятельность УВКПЧ, приоритетные направления его работы, его программы и проекты.

Выступление представителя Российской Федерации на 41-й сессии Совета ООН по правам человека в ходе диалога по ситуации с правами человека в Судане (Женева, 9 июля 2019 года)

Господин Председатель, Внимательно следим за развитием ситуации в «Большом Судане». С самого начала кризиса призывали все вовлеченные стороны к урегулированию возникающих противоречий исключительно мирными средствами на основе широкого национального диалога. Рассчитываем, что возобновившиеся между военными и оппозиционерами переговоры по вопросам будущего политического устройства страны и создания Совместного руководящего совета (Supreme Council) со смешанным военно-гражданским участием будут продуктивными и создадут необходимую основу для устойчивого внутрисуданского согласия. Важно, чтобы суданские политические силы продемонстрировали максимальную ответственность в поиске компромиссных решений и не допустили эскалации напряженности.

Выступление Представителя Российской Федерации на 41-й сессии Совета ООН по правам человека в рамках общей дискуссии по пункту 7 (Женева, 8 июля 2019 года)

Господин Председатель, Выражаем озабоченность продолжающейся деградацией ситуации с правами человека на оккупированной Израилем палестинской территории. Осуждаем действия, особенно силовые, которые ведут к усугублению обстановки в регионе в целом. В очередной раз призываем стороны воздержаться от шагов, которые могли бы привести к новому витку насилия.

Выступление представителя Российской Федерации на 41-й сессии Совета ООН по правам человека в ходе диалога по ситуации с правами человека в Венесуэле (Женева, 5 июля 2018 года)

Господин Председатель, Выражаем глубокую обеспокоенность сохраняющейся в Венесуэле критической ситуацией. Решительно осуждаем попытки оппозиции, поддерживаемой извне, любыми способами добиваться смены правящего режима. По сути, мы имеем дело с неприкрытой попыткой государственного переворота, осуществляемой под прямым руководством США по шаблонам «цветных революций». Потенциальный силовой сценарий в форме внешней интервенции может привести к катастрофическим последствиям. Отрадно, что в международном и региональном сообществе такая опция не находит поддержки. Вместе с тем вызывает непонимание недостаточно жесткая позиция ООН по данному вопросу.

Выступление представителя Российской Федерации по п.5 повестки дня 41-й сессии Совета ООН по правам человека Женева, 3 июля 2019 года

Господин Председатель, Российская Федерация ответственно подходит к своему участию в работе сессий Совета. Мы внимательно изучаем документы сессии, реагируем на подготовленные доклады, принимаем к сведению выступления всех участников дискуссии. Ожидаем аналогичного ответственного отношения и от всех других заинтересованных сторон, в частности, от секретариата СПЧ – Управления Верховного комиссара ООН по правам человека, а также специальных процедур Совета.

Выступление представителя Российской Федерации по п.4 повестки дня 41-й сессии Совета ООН по правам человека Женева, 3 июля 2019 года

Господин Председатель, Вот уже более пяти лет ситуация с правами человека на Украине находится на повестке дня Совета, и, к сожалению, никаких позитивных сдвигов наблюдать не приходится. В стране продолжается нагнетание ксенофобской истерии, процветает безнаказанность, царит атмосфера страха. Попытки украинской делегации свалить на внешние силы, включая Россию, преступления и нарушения прав человека, совершенные при попустительстве или при прямом участии киевских властей, несостоятельны и нелепы. Рекомендации Наблюдательной миссии ООН по правам человека, в том числе в отношении пользования родным языком, свободы совести и религии, борьбы с безнаказанностью, расследования резонансных нарушений прав человека открыто игнорируются.

Выступление представителя Российской Федерации Д.В.Умарова в ходе интерактивного диалога с независимой комиссией по расследованию в Сирии в рамках 41-й сессии Совета ООН по правам человека Женева, 2 июля 2019 года

Господин Председатель, Благодарим Независимую комиссию за представленную информацию. Хотим использовать эту возможность, чтобы обратить внимание на несколько серьезных проблем в Сирии. После победы над терроризмом неизбежно наступает долгий и трудный период залечивания ран. Многие были обманом или угрозами вовлечены в ряды террористических группировок. Осознав свою ошибку, они готовы начать все с начала. Рады, что Комиссия уделяет этой теме свое внимание. Я сам – из Чеченской республики. Мы пережили нашествие терроризма и экстремизма в прошлые десятилетия. Мы помогаем и будем помогать тем, кто всерьез намерен вернуться к нормальной жизни. Сегодня сотни людей, включая женщин и детей были возвращены в Россию, в том числе и в Чечню, из игиловского плена.