Постоянное представительство Российской Федерации при Отделении ООН и других международных организациях в Женеве
(+41-22) 733-1870, 734-6630, 734-1702
/

71-ая сессия Европейской экономической комиссии ООН


Выступление Постоянного представителя Российской Федерации при Отделении ООН и других международных организациях в Женеве Г.М.Гатилова на пленарном заседании 71-й сессии Европейской экономической комиссии (ЕЭК) ООН

(9 апреля 2025 г., Женева)

Приветствуем проведение в рамках 71-й сессии ЕЭК ООН сегмента высокого уровня по теме «Действия в сфере изменения климата и стойкая инфраструктура для устойчивого будущего».

Россия активно внедряет согласованные на международном уровне меры по борьбе с изменением климата в интересах будущих поколений. Нам удалось сократить выбросы парниковых газов более чем в два раза от уровня 1990 г. Правительством Российской Федерации провозглашена цель достичь «углеродной нейтральности» до 2060 г.

В нашей стране уже 85% энергобаланса приходится на чистую, низкоэмиссионную генерацию – в первую очередь, газовую, атомную энергетику, возобновляемые источники энергии. Наращиваем собственные технологии и производственные мощности для декарбонизации. При этом активно используем природные возможности. В России расположена пятая часть глобальных лесных ресурсов. Объём поглощений превышает 1 млрд тонн эквивалента углекислого газа в год.

Экстремальные климатические явления, которые становятся всё более частыми и интенсивными, приводят к физическим повреждениям производственной и транспортной инфраструктуры. Повышение её надёжности за счёт климатически устойчивых инфраструктурных проектов является важным фактором защиты населения, поддержания бесперебойности поставок критических ресурсов и услуг, а также стабильного функционирования предприятий. Одной из ключевых форм реализации таких проектов является государственно-частное партнерство (ГЧП). Правительство России в тесном взаимодействии с частным бизнесом предпринимает конкретные шаги по модернизации производственных мощностей и повышению их устойчивости к экстремальным погодным условиям.

Важную роль играет городское планирование. Снижению антропогенного влияния на природные экосистемы и улучшению адаптационных способностей городской инфраструктуры способствуют принимаемые в России меры по повышению энергоэффективности, переработке отходов и озеленению городов.

Большое значение имеют эффективное управление водными ресурсами, сокращение сброса сточных вод и их очищение. Особое внимание уделяем климатическим изменениям, приводящим к масштабным потерям лесных территорий, деградации почв, лесным пожарам. Адаптационные мероприятия в данной сфере охватывают широкий круг технологий - от лесовосстановления до внедрения систем быстрого реагирования, локализации очагов пожаров и мониторинга незаконной вырубки.

Создание систем раннего предупреждения – один из ключевых факторов успешного адаптационного планирования. Информационные системы, осуществляющие постоянный мониторинг состояния окружающей среды, позволяют заблаговременно принимать необходимые меры по снижению негативного воздействия неблагоприятных погодных явлений. В 2022 г. в России запущен федеральный проект по созданию единой системы мониторинга состояния окружающей среды, которая интегрирует данные о воде, почве, воздухе, недрах, выбросах парниковых газов и источниках негативного воздействия на окружающую среду. Подобная информационная база позволяет оперативно выявлять аномалии в состоянии экосистем и ликвидировать или максимально снижать экологические риски.

Уважаемый г-н Председатель,

ЕЭК ООН обладает значительным экспертно-аналитическим и нормотворческим потенциалом и призвана играть важную роль в продвижении и наращивании многостороннего сотрудничества в интересах устойчивого развития.

К сожалению, политизация работы ЕЭК ООН привела к тому, что Комиссия стремительно теряет свою востребованность в качестве уникальной площадки для профессионального диалога, одного из ключевых «региональных активов» системы развития ООН. Финансовое состояние ЕЭК ООН удручающее. Перспективы туманные. На фоне разворачивающихся в ООН реформенных процессов пошли разговоры о необходимости «кардинальной оптимизации» работы Комиссии. Не исключается и её полное упразднение «за ненадобностью». Нас это не удивляет. Более того, мы об этом предупреждали.

Принятые с грубейшим нарушением Круга ведения и Правил процедуры Комиссии политизированные решения, направленные на ограничение участия России и Белоруссии в работе ЕЭК ООН, значительно ослабили её потенциал – как ресурсный, так и экспертный. Ответственность за это целиком и полностью лежит на ослеплённых русофобией странах, в частности ЕС.

Наша страна всегда была ответственным партнером, надёжным и предсказуемым донором Комиссии. Финансируемые нами проекты ЕЭК носят необусловленный характер и направлены на решение наиболее острых социально-экономических и природоохранных задач, с которыми сталкиваются страны-получатели российского содействия. Не оставляем надежды, на восстановление конструктивного сотрудничества под эгидой ЕЭК ООН в интересах всех государств региона. Верим, что ещё не всё потеряно.