Постоянное представительство Российской Федерации при Отделении ООН и других международных организациях в Женеве
(+41-22) 733-1870, 734-6630, 734-1702
/

Выступление представителя Российской Федерации на пленарном заседании Конференции по разоружению

ВЫСТУПЛЕНИЕ

представителя Российской Федерации

на пленарном заседании Конференции по разоружению

по пункту 1 повестки дня

(Женева, 30 июля 2019 года)

 

 

Уважаемый г-н Председатель,

Уважаемый г-н Исполнительный Секретарь,

Уважаемые коллеги,

 

          Тема сегодняшнего заседания уже неоднократно обсуждалась в этом зале на протяжении нынешней сессии КР. Высказывались различные позиции, точки зрения, соображения, что для нашего форума давно стало рутинным занятием. Кто-то из наблюдателей, неискушенных в вопросах контроля над вооружениями и нераспространения, наверно, даже мог подумать, что рассмотрение проблематики ядерного разоружения проводится на наших пленарных заседаниях для заполнения временных пустот. И отчасти он был бы прав, учитывая нынешнее состояние дел в области ядерного разоружения, которое до недавнего времени ряд государств оценивал как застой или «нулевой» прогресс. Действительно, если посмотреть со стороны, каких-либо судьбоносных или прорывных шагов по достижению единодушно продекларированной международным сообществом цели построения мира, свободного от ядерного оружия, не просматривается. Вместе с тем ситуация гораздо сложнее, чем кажется.

          Не сработал в качестве приводного механизма дальнейших сокращений ядерных арсеналов одобренный в июле 2017 года ДЗЯО, хотя именно его стимулирующая роль подавалась как один из ключевых аргументов в пользу данного Договора. Я не собираюсь сейчас рассуждать о его качестве. Хочу лишь отметить, что решение проблемы возобновления ликвидации ядерного оружия лежит не в плоскости его запрета или делегитимизации, что само по себе противоречит положениям ДНЯО, а в сфере обеспечения интересов военной безопасности конкретных государств, к числу которых относится и Российская Федерация.

          К России как одному из государств-обладателей крупнейших ядерных арсеналов предъявляются повышенные требования в области ядерного разоружения. Подчеркивается наша особая ответственность в усилиях по, так сказать, ядерной демилитаризации нашего общего дома. Что ж, мы не отмахиваемся от такой ответственности, остаемся приверженными нашим заявлениям о готовности всемерно содействовать созданию мира без ядерного оружия, выполняем взятые на себя обязательства по соответствующим дву- и многосторонним договорам, вновь и вновь обозначаем нашу открытость к предметному разговору по этой критически важной для международной безопасности теме.

Однако в последнее время мы все больше укрепляемся в сомнениях, что наша конструктивная позиция находит должную реакцию у американских коллег. Более того, в подходах США всё явнее просматривается кардинальное изменение курса в том, что касается стратегической стабильности, обеспечения мира и укрепления международной безопасности.

На наших глазах происходит возвращение Вашингтона к силовой матрице обеспечения своих интересов в области безопасности. Делается это вопреки, а порой и в ущерб, концепции, которой международное сообщество придерживалось на протяжении последних 50-ти лет. Я имею в виду обеспечение безопасности посредством снижения уровня вооруженного противостояния за счет последовательного сокращения вооружений. Стоит отметить, что главным инструментом этого нового, а по сути, «старого» курса США является ничем не ограниченное наращивание стратегического потенциала, включая его наступательный (ядерные вооружения) и оборонительный (системы ПРО) компоненты. Тем самым США стремятся получить колоссальное военное преимущество над своими военными, политическими и экономическими конкурентами.

Именно этим можно объяснить и решение о выходе США из Договора о ракетах средней и меньшей дальности (ДРСМД), и затяжное молчание по поводу продления Договора о СНВ, срок действия которого истекает в феврале 2021 года, и отсутствие реакции на российское предложение переподтвердить заявление «Горбачева-Рейгана» о недопустимости развязывания ядерной войны, в которой не может быть победителя, и отказ от ратификации Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ).

          Иначе как подрывом складывавшейся десятилетиями архитектуры международных соглашений в области контроля над вооружениями все вышеперечисленное назвать невозможно. Этот деструктивный процесс стартовал не год и два назад, а в теперь уже далеком 2002 году с выходом США из Договора по ПРО, положившим начало разбалансировке стратегического равновесия. На протяжении десяти лет Россия пыталась политико-дипломатическими мерами купировать нанесенный этим безответственным шагом ущерб стратегической стабильности и международной безопасности.

Но наши многолетние усилия оказались тщетными, что вынудило нас искать адекватный военный ответ на возникшую в связи с реализацией американских противоракетных планов очевидную угрозу безопасности нашей страны. Такой ответ был найден в виде новейших видов вооружений, представленных Президентом Российской Федерации В.В.Путиным в марте 2018 года. Хотел бы подчеркнуть, что наши новейшие разработки являются вынужденной ответной и сугубо оборонительной мерой на развертывание США элементов своей глобальной ПРО в непосредственной близости от нашей западной границы. К слову, технологический задел, вложенный в американскую ПРО и, в частности, в её европейский сегмент, заставляет серьезно усомниться в декларируемом целевом назначении создаваемой системы. А вместе с этим усомниться и в заявлениях представителей военно-политических кругов США о её ненаправленности против России.

          Материалы российско-американских переговоров по ПРО не успели ещё стать достоянием архивов, как США развязали пропагандистскую кампанию вокруг ДРСМД. Её ключевым моментом стали беспочвенные и бездоказательные обвинения в адрес России в нарушении своих обязательств по Договору. И такой шаг США предприняли при полном игнорировании наших обоснованных претензий к ним относительно соблюдения этого основополагающего для европейской и международной безопасности документа.

Отмечу, что с 1999 года наши обеспокоенности не только не находили должной реакции со стороны американских коллег, а наталкивались на ничем не мотивированный отказ их обсуждать в рамках предусмотренного Договором механизма. Только в 2015 году состоялись первые предметные консультации по имеющимся у сторон озабоченностям. Но как теперь стало ясно, уже тогда американская сторона предполагала в обозримом будущем подписать смертельный приговор ДРСМД, а все последующие двусторонние контакты якобы в целях снятия озабоченностей были лишь инсценировкой для прикрытия её неблаговидных планов по выходу из Договора.

Хотел бы обратить внимание, что реализация такого сценария была бы затруднительна без молчаливого согласия, а порой и поддержки планов Вашингтона его союзниками по НАТО, отказавшимися в силу трансатлантической солидарности и блоковой дисциплины объективно и непредвзято взглянуть на ситуацию вокруг ДРСМД.

          Какие мы на сегодня имеем результаты? После второго августа будут сняты запреты на разработку и повсеместное размещение двух классов ранее запрещенных ракет, способных нести ядерные боезаряды. США, по сути, получили негласное «разрешение» и впредь нарушать свои договорные обязательства. Ведь благодаря поддержке их союзников даже публичное порицание Вашингтону за это будет сделать крайне сложно. Под вопрос поставлено само существование современной архитектуры договоренностей по контролю над вооружениями и нераспространению, которая на протяжении многих лет обеспечивала международную безопасность и стратегическую стабильность. Возможно, мы накануне новой эпохи, когда все прошлые достижения в области контроля над вооружениями и нераспространения начнут «обнуляться». В итоге мы рискуем оказаться в менее предсказуемой с военно-политической точки зрения международной обстановке, основной чертой которой станет усиливающиеся недоверие и напряженность между государствами.

Вызывает большие сомнения, что будущие поколения будут благодарны нашим американским коллегам за это.

          К сожалению, все предпосылки для такого сценария уже есть. О каком доверии можно говорить, когда наши американские партнеры отказываются выполнить свои обязательства по ДСНВ в соответствии с предусмотренными Договором процедурами. Такой лукавый американский расчет на «доверие» с нашей стороны обернулся невозможностью подтвердить произведенное к 5 февраля 2018 года ими (американцами) переоборудование и вывод из зачета порядка сотни стратегических бомбардировщиков и пусковых установок для БРПЛ, что, по оценке российских военных экспертов, может дать США серьезное стратегическое преимущество. Проблема с переоборудованием затрудняет решение вопроса о продлении Договора. Мы неоднократно говорили американским коллегам, что без её урегулирования принять положительное решение о пролонгации ДСНВ будет весьма проблематично. Ситуация осложняется ещё тем, что США отвергают наши конкретные предложения о мерах на основе взаимной транспарентности, которые могли бы снять наши озабоченности. Таким образом, судьба еще одного исключительно важного для поддержания стратегической стабильности договора поставлена США под угрозу.

          Г-н председатель,

          Не могу оставить без внимания ситуацию вокруг ДВЗЯИ, который был и остается важным инструментом ядерного нераспространения и сдерживающим фактором для наращивания военно-ядерного потенциала. Россия, завершив в 2000 году все необходимые процедуры для полноформатного присоединения к Договору, тем самым подкрепила взятые на себя ещё в 1991 году добровольные обязательства (мораторий) не проводить ядерных испытаний. С тех пор наша страна неукоснительно и в полном объеме выполняет обязательства как по Договору, так и по мораторию. Однако наши озабоченности относительно будущего этого Договора только усиливаются. И это, в первую очередь, связано с отказом нынешней американской администрации от его ратификации.

Считаем, что США как инициатор заключения ДВЗЯИ, как страна, претендующая на лидирующие позиции в международных усилиях по ядерному разоружению, но при этом обладающая одним из крупнейших ядерных арсеналов и поддерживающая в краткосрочной готовности инфраструктуру для проведения ядерных испытаний, несет особую ответственность за судьбу этого Договора. В этом же контексте отмечу, что США были первыми, кто испытал, и единственными, кто применил ядерное оружие.

Не раз уже подчеркивалось, что мораторий на ядерные испытания является временной мерой и не может заменить обязательства по ДВЗЯИ. Наряду с этим считаем недостаточным и даже деструктивным частичное, так сказать «по интересам» участие в деятельности в рамках данного Договора, поскольку это мешает на полную мощность использовать предусмотренные им механизмы, а некоторые из них ввести в действие. Усматриваем в этом стремление США получить выгоду от такого участия без принятия на себя конкретных договорных обязательств.

И ещё один момент. В связи с поддержанием в шестимесячной готовности инфраструктуры для проведения ядерных испытаний не может не возникнуть сомнений в надёжности американского моратория.

          Искреннее недоумение вызывают попытки американских коллег обставить свой отказ от ратификации беспочвенными претензиями к России по поводу выполнения Договора. Видим в подобных бездоказательных обвинениях в наш адрес, уже применявшийся в отношении ДРСМД шаблон. Видимо, путем пропаганды мнимых нарушений со стороны России делаются попытки подготовить международное общественное мнение к отзыву своей подписи под ДВЗЯИ, а затем все опять свалить на Россию. Твердо заявляю – больше такой трюк не пройдет. Россия была и остается приверженной «духу и букве» ДВЗЯИ и как ответственное государство вместе с другими участниками Договора продолжит усилия для его вступления в силу.

          Призываем США пересмотреть свою позицию и показать пример ответственного подхода к ДВЗЯИ другим государствам, от чьей ратификации зависит его вступление ДВЗЯИ в силу.

          Г-н Председатель,

          Уважаемые коллеги,

          Только эти три примера заставляют критически взглянуть на положение дел с ядерным разоружением. На наш взгляд, теперь впору говорить не об отсутствии прогресса, а реальном регрессе в этой области. В этой связи сейчас международное сообщество, не прекращая работу над возможными путями и средствами стимулирования дальнейшего сокращения ядерного оружия, должно в большей степени озаботиться принятием мер по предотвращению скатывания в новую, более затратную и более опасную для международной безопасности гонку вооружений. Кроме того, насущным требованием остается принятие неотложных мер по сохранению и укреплению существующей системы договоренностей по контролю над вооружениями и нераспространению. Более того, уже необходимо основательно задуматься над принятием шагов по предотвращению применение ядерного оружия, возможность чего, судя по американским доктринальным документам, США для себя не только не исключают, а даже резервируют. Не исключает этого и наш общий исторический опыт американских бомбардировок Хиросимы и Нагасаки.

          Россия готова к взаимодействию со всеми заинтересованными странами в целях решения этих трудных задач. Безусловным выполнением взятых на себя договорных обязательств мы вносим вклад в стратегическую стабильность, поддержание мира и укрепление глобальной безопасности. Россия готова проявлять максимально возможную в складывающихся обстоятельствах сдержанность, о чем 2 февраля заявил Президент Российской Федерации В.В.Путин. Ожидаем аналогичного подхода от американских партнеров и их союзников по НАТО.

Мы последовательно выступаем за конструктивный диалог с США по стратегической повестке дня и позитивно оцениваем прошедшие за последние месяцы двусторонние контакты на этот счет. Однако нашим американским коллегам предстоит потрудиться, чтобы вопреки накопленному нами горькому опыту попыток наладить взаимодействие с США по вопросам стратегической стабильности, убедить нас в своей договороспособности. Под ней мы, прежде всего, подразумеваем ведение переговоров на основе взаимного учета интересов друг друга, заключение с гарантированной последующей ратификацией двусторонних соглашений, четкое выполнение своих договорных обязательств, отказ от «митинговой» дипломатии в пользу задействования согласованных механизмов урегулирования споров и снятия озабоченностей.

          Благодарю делегации за внимание и проявленное терпение, а также переводчиков за профессиональную работу.