Постоянное представительство Российской Федерации при Отделении ООН и других международных организациях в Женеве
(+41-22) 733-1870, 734-6630, 734-1702
/

ВЫСТУПЛЕНИЕ Г.М.Гатилова на пленарном заседании Конференции по разоружению 2022 г.

Выступление Постоянного представителя Российской Федерации на Конференции по разоружению Г.М.Гатилова на пленарном заседании Конференции по разоружению

(27 января 2022 года)

Уважаемый господин Председатель,
Уважаемые коллеги,

Прежде всего, хотел бы от имени Российской Федерации поздравить Вас, Ваше Превосходительство, с началом председательства на Конференции. Желаю Вам и всей команде председателей 2022 года терпения и настойчивости в руководстве нашим форумом в эти сложные времена. Разумеется, вы можете рассчитывать на всестороннее содействие в этом российской делегации. Надеемся, что совместными усилиями добьёмся существенных подвижек в работе Конференции.

Господин Председатель,

Ушедший 2021 год стал свидетелем важных политических событий, непосредственно затрагивающих проблематику контроля над вооружениями, разоружения и нераспространения (КВРН). В феврале был продлен на пять лет российско-американский Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений. Этот шаг, продиктованный доброй волей двух государств и осознанием ими необходимости договариваться о дальнейшем взаимодействии в этой чувствительной сфере, проложил путь дальнейшему развитию диалога, кульминацией которого стала встреча президентов России и США здесь в Женеве 16 июня 2021 года.

Женевский саммит дал толчок к возобновлению нашего диалога с США по всему спектру вопросов поддержания стратегической стабильности. Состоялось два раунда полноформатных консультаций. И хотя пока рано говорить о значительном прогрессе, деловой и профессиональный настрой делегаций даёт основания для оптимизма.
3 января 2022 года лидеры пяти ядерных государств приняли историческое заявление о недопустимости ядерной войны и необходимости избегать гонки вооружений. Убежден, что это общее понимание должно лечь в основу выработки нового многостороннего режима контроля над вооружениями и придать импульс процессу ядерного разоружения.

Хотел бы привлечь внимание к ключевым элементам этого заявления, которое как бы раскрывает и расширяет известную «формулу Горбачева-Рейгана» о том, что «в ядерной войне не может быть победителей и она никогда не должна быть развязана». В документе подчеркивается, что ядерное оружие пяти ядерных стран не нацелено друг на друга или на любое другое государство. В нем также обозначено намерение придерживаться дипломатических подходов во избежание военной конфронтации, для укрепления стабильности и предсказуемости, повышения уровня взаимного понимания и доверия и прекращения гонки вооружений. Наши страны подтверждают стремление взаимодействовать со всеми государствами для создания атмосферы безопасности, более способствующей прогрессу в ядерном разоружении с конечной целью построения безъядерного мира без ущерба для чьей-либо безопасности.

В то же время должен подчеркнуть, что в целом ситуация в области международной безопасности продолжает усугубляться. Происходит это в т.ч. вследствие демонтажа ряда основополагающих международных инструментов. Так, в 2021 году практически утратил свое значение Договор по открытому небу (ДОН). Односторонний выход США из ДОН не оставил нам, по сути, иного выбора, как снять с себя обязательства по этому Договору. Иначе мы оказались бы в неравном положении по отношению к американским коллегам.

С целью переломить негативные тенденции мы выступили с новыми инициативами в сфере международной безопасности. В середине декабря 2021 года мы передали нашим партнерам в Вашингтоне и Брюсселе проекты международных договоров с США и НАТО о юридических гарантиях безопасности в Европе: «Соглашение о мерах обеспечения безопасности Российской Федерации и государств-членов Организации Североатлантического договора» и «Договор между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о гарантиях безопасности». Указанные проекты содержат конкретные предложения по решению застарелых проблем безопасности на Европейском континенте в соответствии с Уставом ООН и Хартией ОБСЕ.

Исходим из понимания, что только такой путь может обеспечить прочную безопасность в Европе на основе Хартии ОБСЕ, которая декларирует неделимость безопасности и невозможность укреплять свою безопасность за счет безопасности других стран. Основным условием для продолжения диалога по всему комплексу предложений, содержащихся в двух российских документах, было получение подробных и максимально конкретных письменных ответов на них США и НАТО. Вчера американская сторона передала свой ответ на проект двустороннего договора, который незамедлительно был взят в проработку.

Выправление положения дел в международной безопасности – а, как я уже упомянул, некоторые события дают основания на это надеяться – несомненно станет хорошим фоном для нормализации работы Конференции по разоружению и в обозримой перспективе для запуска полноценной переговорной работы на основе всеобъемлющей и сбалансированной программы работы.

Твёрдо убеждены, что делегации на Конференции имеют в своём распоряжении все необходимые инструменты для того, чтобы приступить к эффективной субстантивной работе: это и уже одобренная повестка дня, и Правила процедуры форума. Несмотря на ограниченный состав КР, в её деятельности гарантировано участие любого государства-члена ООН. Это их неотъемлемое право. Это закреплено Правилами процедуры в виде предоставления статуса наблюдателя для того, чтобы наш форум не становился закрытым клубом, а интересы безопасности других государств учитывались в ходе переговоров. Мы и впредь намерены придерживаться этой принципиальной и последовательной позиции и призываем к этому все остальные делегации.

Основными, приоритетными вопросами КР остаются, несомненно, ядерное разоружение и предотвращение гонки вооружений в космическом пространстве.

Подтверждаем принципиальную позицию по достижению безъядерного мира. При этом мы убеждены, что продвижение к этой цели в контексте всеобщего и полного разоружения возможно только при учете всей полноты факторов, влияющих на стратегическую стабильность. Именно это мы имеем в виду, когда говорим о необходимости выработки нового глобального «уравнения безопасности».

Россия – за космос, свободный от оружия любого вида. Мы предлагаем и продвигаем конкретные практические меры по предотвращению гонки вооружений в космическом пространстве. Считаем, что единственным эффективным способом защиты человечества от угроз в космосе и из космоса является заключение юридически обязывающего соглашения с участием всех космически значимых государств, предусматривающего запрет на вывод и размещение оружия в космическом пространстве и применение силы или угрозы силой в отношении космических объектов. Еще в 2008 году мы с китайскими партнерами предложили проект такого договора (ДПРОК), а в 2014 году он был обновлен с учетом соображений других делегаций. Рассчитываем, что у оппонентов нашего подхода и проекта ДПРОК возобладает понимание приоритетности и императивности принятия юридически обязывающих гарантий сохранения космоса для использования и исследования исключительно в мирных целях.

Очевидно, что нынешние непростые реалии в международных отношениях, отражение которых мы наблюдаем в работе нашей Конференции, пока не позволяют перейти к переговорам по ДПРОК и ряду других вопросов повестки дня КР. Поэтому в 2016 году мы предложили коллегам на данном этапе заняться менее амбициозной, но не менее полезной для мирового сообщества задачей – разработать на КР конвенцию по борьбе с актами химического и биологического терроризма (МКХБТ). Эта задача не противоречит фундаментальным интересам национальной безопасности ни одной из стран, в то же время практическая отдача от её реализации была бы весьма велика. За прошедшие годы мы представили исчерпывающие аргументы в пользу КР как переговорной площадки для МКХБТ. В поддержку нашей инициативы говорит и то, что и в Евросоюзе, и в США, да и других странах всё более пристальное внимание уделяется проблематике устранения угрозы хим- и биотерроризма.

В практическом плане считаем императивным придать работе нашего форума структурированный характер через учреждение вспомогательных органов по пунктам повестки дня. Считаем исключительно важным обеспечить предсказуемость и последовательность деятельности делегаций на всём протяжении сессии КР 2022 года. Кроме того, такие модальности позволили бы заняться углубленным рассмотрением возможных консенсусных развязок, которые могли бы способствовать согласованию программы работы и, соответственно, привести к запуску полноценной переговорной работы.

Наша делегация принципиально не против обсуждения вопроса повышения эффективности функционирования КР. Нам есть чем поделиться с остальными делегациями по этому вопросу. Однако мы были бы к этому готовы лишь в том случае, если в ходе сессии этого года основной вектор усилий делегаций будет направлен на обсуждение пунктов повестки дня. Дискуссии по так называемым методам работы могут носить лишь подчиненный этому магистральному треку характер. В тоже время рецепт повышения эффективности Конференции для нас очевиден – это отказ от попыток её политизации и главный фокус на выполнении мандата в соответствии с повесткой дня. Обсуждение не относящихся к ней второстепенных вопросов, на наш взгляд, лишь затрудняет нахождение взаимоприемлемых решений актуальных проблем КВРН. Призываем все делегации сосредоточиться в первую очередь на нахождение консенсуса по программе работы КР.

Спасибо за внимание.