Постоянное представительство Российской Федерации при Отделении ООН и других международных организациях в Женеве
(+41-22) 733-1870, 734-6630, 734-1702
/

Выступление Заместителя Руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека В.Ю.СМОЛЕНСКОГО в ходе 74-й сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения по пункту 17 повестки дня «Чрезвычайные ситуации в области

Выступление Заместителя Руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека В.Ю.СМОЛЕНСКОГО 

в ходе 74-й сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения

по пункту 17 повестки дня «Чрезвычайные ситуации в области общественного здравоохранения: обеспечение готовности и принятие мер реагирования»

 

25 мая 2021 года

Уважаемая госпожа Председатель,

Пандемия не завершилась, но можно сделать вывод о том, что страны с сильными санитарно-эпидемиологическими службами имеют очевидное преимущество. Россия своевременно взяла курс на опережающее реагирование, что позволило успешно противостоять COVID-19, предотвратить лавинообразный рост заболеваемости, спасти многие тысячи жизней.

Россия высоко ценит центральную и координирующую роль ВОЗ обеспечении глобальной готовности и реагирования на эпидемии.

Благодарим за предоставленные доклады различных комитетов по обзору действий в период COVID-19.

Вместе с тем, не все выводы и рекомендации основываются на всестороннем анализе ситуации. Наблюдается попытка переложить ответственность по реагированию на чрезвычайные ситуации с национального уровня на Всемирную организацию здравоохранения.

Подчеркиваем, что задачи ВОЗ – координация международного сотрудничества, выработка соответствующих рекомендаций, предоставление достоверной научной информации, оказание содействия странам со слабой системой здравоохранения. И Организация справляется с ними в тяжелых условиях.

Страны, считающие свои системы предупреждения и реагирования развитыми, не нуждаются в официальном объявлении пандемии. Государства обязаны самостоятельно принимать решения, направленные на обеспечение защиты населения в соответствии с Международными медико-санитарными правилами (ММСП), как это было сделано в России.

Поддерживаем рекомендации Комитета по обзору функционирования ММСП во время ответных действий COVID-19. В частности, необходимость укрепления роли национальных координаторов по ММСП, усиления странового потенциала для выявления и реагирования на чрезвычайные ситуации, совершенствования законодательства, развития лабораторной инфраструктуры, включая ПЦР и геномное секвенирование, развитие региональных и глобальных сетей под эгидой ВОЗ.

Солидарны с призывом развивать информационные технологии для эпиднадзора и коммуникации, поддерживаем необходимость борьбы с недостоверной информацией, а также подчеркиваем важность подготовки кадров в области обеспечения биологической безопасности.

Россия, имея знания и богатый опыт оказывала и готова оказать в будущем содействие ВОЗ и заинтересованным странам в перечисленных сферах. Разделяем необходимость укрепления механизмов международного сотрудничества по обеспечению готовности, оповещения и быстрого реагирования на чрезвычайные ситуации, в частности на многосторонней основе при участии ВОЗ и GOARN (Глобальной сети оповещения и реагирования на вспышки).

В рамках содействия другим странам в борьбе с пандемией Россия осуществила 18 миссий, передали миллионы тестов, СИЗ, лабораторное и медицинское оборудование, мобильные лаборатории, подготовили персонал. Передаем технологии по производству вакцин. Россия первой в мире зарегистрировала вакцины от COVID-19 и сейчас обладаем 5-ю эффективными и безопасными препаратами, разработанными нашими учеными с использованием 3 различных платформ.

Вместе с тем ряд предложений комитетов и комиссии вызывает озабоченность.

Считаем неприемлемым предложение о возможности предоставления от имени ВОЗ «общедоступной непроверенной (не подтверждённой государством) информации о вспышках инфекций, защищая при этом источник этой информации». Данная рекомендация противоречит нескольким пунктам ММСП.

Вызывает недоумение предложение о проактивной поддержке государств-участников, проведении расследовании вспышек и обязанности стран принимать такую помощь или давать «обоснованный отказ».

Возражаем против создания параллельных структур и надстроек координации глобальных усилий по борьбе с эпидемиями. Считаем, что это ослабит ВОЗ.

Еще раз подчеркиваем российскую позицию о неприемлемости формализации и обязательности внешней оценки готовности стран под видом предотвращения глобальных угроз биологической безопасности. Широко пропагандируемый тезис о том, что страны, прошедшие совместную внешнюю оценку, успешно справляются с распространением новой коронавирусной инфекцией, не подтвердился. Показал свою несостоятельность и представленный в 2019 году «Global Health Security Index».

Вновь подчеркиваем, что ММСП - основное международное соглашение и призываем к созданию условий для использования ММСП в качестве инструмента развития систем предупреждения и реагирования во всех странах. Внедрение ММСП – ответственность стран и ВОЗ должна обладать компетенциями и ресурсами для оказания помощи, там, где это необходимо.

Пандемия еще не завершена. Еще предстоит извлечь уроки. И только после победы над COVID-19 стоит серьезно обсуждать целесообразность фундаментальных изменений в работе ВОЗ, разработки новых соглашений и конвенций. Нужно понять, почему существующие инструменты не сработали? Дело в самих инструментах или в умении их использовать? Только после всестороннего анализа с участием всех государств-членов можно принимать решение о будущем глобальной архитектуры здравоохранения.

Благодарим все государства-участники и секретариат за плодотворную работу и стремление к поиску консенсусных решений в ходе обсуждений проекта резолюции по укреплению готовности ВОЗ к чрезвычайным ситуациям в области здравоохранения и реагирования на них.

Благодарю Вас.