ВЫСТУПЛЕНИЕ Представителя Российской Федерации в ходе утверждения итогов прохождения Россией процедуры Универсального периодического обзора
Выступление директора Департамента международного права и сотрудничества Министерства юстиции Российской Федерации Е.А.Куделич на 55-й сессии Совета ООН по правам человека в ходе утверждения итогов прохождения Россией процедуры Универсального периодического обзора
(25 марта 2024 г., Женева)
Господин заместитель Председателя, уважаемые дамы и господа,
Прежде чем перейти к основной теме сегодняшнего заседания позвольте остановиться на чудовищной трагедии, которая произошла в пятницу вечером 22 марта недалеко от Москвы, когда группа вооруженных террористов ворвалась в торгово-развлекательный комплекс «Крокус Сити Холл» и начала расстреливать из автоматического оружия находившихся там людей. В результате этого бесчеловечного акта погибло более 140 человек, еще несколько сотен человек получили ранения.
Сразу после этого террористического акта от глав государств и правительств, руководителей международных организаций и неправительственных организаций, а также простых граждан стали поступать глубокие соболезнования родным и близким погибших и пострадавших, слова поддержки и солидарности с российским народом, категорическое неприятие этого страшного преступления. Много искренних слов прозвучало в том числе со стороны сотрудников аккредитованных в Женеве постоянных представительств государств и находящихся здесь международных структур и неправительственных организаций. Хочу выразить искреннюю признательность каждому, кто не остался безразличным перед лицом этой трагедии.
В этой связи прошу заместителя Председателя Совета ООН по правам человека объявить минуту молчания в память о всех погибших.
Переходя к подведению итогов УПО, хочу отметить, что власти Российской Федерации с вниманием и тщательностью подошли к изучению 360 рекомендаций, поступивших в отношении нашей страны во время защиты четвертого национального доклада, которая состоялась 13 ноября
2023 года. Мы ценим интерес, проявленный к предпринятым российскими властями шагам в правозащитной сфере, в том числе в аспекте злободневных и острых вопросов, вызвавших критические замечания.
Из 360 рекомендаций было принято 167. Содержание этих рекомендаций Российской Федерацией приветствуется и поддерживается. Еще 35 рекомендаций приняты частично.
Таким образом, можно констатировать, что российская сторона согласилась с возможностью работы по большинству высказанных в ее адрес предложений.
Однако, есть и позиции, с которыми российские власти не согласны и которые не могут быть приняты по ряду причин. В частности, это противоречие содержания рекомендаций положениям действующего российского законодательства и основным направлениям государственной политики в соответствующих областях. Ряд рекомендаций был отвергнут по причине фактологически неверных или некорректных утверждений, которые содержались в них.
Обращает на себя внимание и то, что большинство непринятых рекомендаций дублирует друг друга. Так, из 158 непринятых рекомендаций:
30 - посвящено специальной военной операции и ситуации на Украине;
30 - ограничениям гражданских свобод, прав на мирные собрания и выражение мнений;
20 - законодательству об иностранном влиянии и деятельности нежелательных организаций;
16 - дискриминации ЛГБТ-сообщества;
16 - касались призывов присоединиться к ряду международных договоров в правозащитной сфере.
Таким образом, с учетом дублирования отвергнутых Российской Федерацией рекомендаций оказалось не так много. Конкретные причины и обстоятельства, в силу которых это произошло, сведены в таблицу, которая размещена на странице веб-сайта Управления Верховного комиссара ООН по правам человека, посвященной Универсальному периодическому обзору.
В своем выступлении хочу коротко остановиться на общих позициях, которых придерживается Российская Федерация по поступившим в отношении нее рекомендациям с учетом их разделения по тематическим блокам.
В сфере международных обязательств в области прав человека принято 7 рекомендаций, 15 рекомендаций не принято.
Отмечу, что среди непринятых рекомендаций по этой тематике речь идет о присоединении России к международным договорам, в которых Российская Федерация пока не участвует. Среди них Международная конвенция для защиты всех лиц от насильственных исчезновений, Факультативный протокол к Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, второй Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах. Вместе с тем ряд положений таких договоров уже нашел отражение в отечественном законодательстве либо реализован посредством участия России в иных международных актах аналогичной направленности.
Особо следует упомянуть призывы к России ратифицировать Римский статут Международного уголовного суда (МУС), который содержался в 4 рекомендациях. Российские власти исходят из того, что текущая практика данного органа вызывает серьезные сомнения относительно его независимости и беспристрастности и возможности в целом отнесения его к органам международного правосудия. В связи с этим говорить о том, что деятельность МУС пользуется универсальной поддержкой среди всех государств-членов ООН не приходится.
Вместе с тем Россия является участником большинства всеобъемлющих международных договоров по правам человека и изучает возможности стать участником и иных договоров в этой сфере.
В отношении международного сотрудничества в области прав человека было принято 22 рекомендации, 14 приняты частично,
21 рекомендация не принята.
В целом наша страна привержена конструктивному и равноправному сотрудничеству на правозащитном направлении в рамках многосторонних универсальных и региональных структур. В том числе мы заинтересованы во взаимодействии с правозащитными механизмами ООН в рамках установленных мандатов.
Россия является участником факультативных протоколов большинства правозащитных конвенций, которые предоставляют российским гражданам право направлять сообщения о предполагаемых нарушениях прав человека в договорные органы.
В ответ на многочисленные повторяющиеся рекомендации подчеркиваем, что Россией отвергаются те из них, которые касаются исполнения постановлений Европейского Суда по правам человека в связи с тем, что Россия перестала быть членом Совета Европы в марте 2022 г. и на тех же условиях перестала быть членом Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Поэтому не готовы исполнять постановления, вступившие в силу после прекращения действия данной Конвенции в отношении Российской Федерации.
Что касается законодательного и институционального обеспечения прав человека, то Россией приняты 23 рекомендации, 4 не приняты.
Отмечу, что в России совершенствуются нормативная база и институциональные механизмы в области прав человека, проводится работа по укреплению правового статуса и регламентации деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и региональных омбудсменов.
В сфере обеспечения гражданских и политических прав, развития институтов гражданского общества, защиты правозащитников и журналистов Россией приняты 7 рекомендаций, 9 приняты частично, 53 не приняты.
Данная тематика традиционно вызывает у ряда государств повышенный интерес. Вместе с тем многие из поступивших рекомендаций сформулированы исходя из собственного, не всегда корректного представления о российской законодательной базе и правоприменительной практике в этой сфере.
Необходимо подчеркнуть, что Россия понимает значимость гражданских прав и свобод. Однако это не исключает возможности государства устанавливать правомерные ограничения таких свобод, при условии их соразмерности и соответствия современным вызовам.
В России, как и в большинстве других стран, вводится новое регулирование, и его логика отражает реалии информационного общества. Сегодня мы видим, что основные риски исходят для человека не из-за недостатка информации, а от ее переизбытка и нестабильного качества. В этих условиях государство и активные частные субъекты, например, СМИ и участники политической деятельности, несут социальную ответственность за верификацию той информации, которая распространяется публично.
Свобода слова предполагает воздействие субъекта, который реализует эту свободу, на окружающих. Сторона, на которую это воздействие направлено, тоже имеет права: каждый имеет право знать об источниках, достоверности и качестве полученной информации. Российское законодательство нацелено на предоставление этих гарантий, «подсвечивая» распространение информации, в том числе лицами, находящимися под иностранным влиянием, а также устанавливая ответственность за распространение недостоверной информации, когда это создает, по мнению властей, реальную общественную опасность, угрозу жизни и здоровью граждан.
При этом нельзя сказать, что российское регулирование в этой сфере является уникальным. В ряде государств, представители которых высказали рекомендации о необходимости его упразднения в России, задумываются над внедрением схожего правового регулирования в своих правопорядках. Более того, нельзя не отметить и то, что в ряде европейских стран запрещена деятельность, например, российских средств массовой информации.
Аналогичной позиции Российская Федерация придерживается и по блоку равенство и свобода от дискриминации, в рамках которого Российской Федерацией принято 6 рекомендаций, 2 – приняты частично, 11 рекомендаций не приняты.
По вопросам защиты прав национальных меньшинств и коренных народов принята 1 рекомендация, 1 – принята частично, 2 не приняты. Россия, будучи многонациональным государством, придает серьезное значение обеспечению прав всех народов и этнических групп, проживающих на ее территории, включая национальные меньшинства и коренные малочисленные народы.
Таким же образом по блоку поощрения терпимости, противодействия расизму, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости приняты 2 рекомендации, 5 рекомендаций не приняты.
В Российской Федерации имеется развитое законодательное регулирование в части борьбы с преступлениями на почве ненависти, в том числе по национальным и религиозным мотивам. Подобные мотивы отнесены к обстоятельствам, отягчающим ответственность, и влекут за собой применение более строгого наказания.
В отличие от сферы гражданских и политических прав, в области обеспечения экономических, социальных и культурных прав нашей страной приняты все 27 рекомендаций.
В России на регулярной основе ведется работа по усилению социальной защиты безработных граждан, лиц с инвалидностью, людей пенсионного возраста, усиливаются правовые гарантии многодетных семей.
По вопросам противодействия насилию, в том числе в отношении женщин и детей, нами приняты 11 рекомендаций, 1 принята частично, 7 рекомендаций не приняты.
Российские власти заявляют о намерении продолжать политику совершенствования мер по предупреждению насилия и противодействию его возможным проявлениям, в том числе в отношении женщин и детей.
В частности, уточняется законодательство о привлечении к уголовной ответственности за побои, в том числе среди членов семьи или близких лиц. Сотрудники полиции приобрели дополнительные полномочия по профилактике административных правонарушений в сфере семейного неблагополучия. Развиваются механизмы контроля за лицами, допускающими нарушения в семейной сфере.
В сфере защиты прав ребенка Российской Федерацией приняты 8 рекомендаций, 1 принята частично, 9 не приняты.
Нельзя не отметить, что большое количество рекомендаций в рамках этого тематического блока посвящены перемещенным из зоны специальной военной операции детям. Российская Федерация в полной мере осознаёт значимость защиты прав ребенка, в том числе в контексте вооруженных конфликтов, сохраняет приверженность своим международным обязательствам в данной области и открытость к конструктивному обсуждению на различных международных площадках, в том числе активная работа ведется в рамках Гаагской конференции по международному частному праву в контексте обсуждения практики исполнения Конвенции о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей 1980 года и Конвенции о юрисдикции, применимом праве, признании, исполнении и сотрудничестве в отношении родительской ответственности и мер по защите детей 1996 года.
В области совершенствования пенитенциарной системы и системы правоохранительных органов принято 14 рекомендаций, 2 приняты частично, 1 не принята.
В ходе защиты доклада отмечались национальные усилия по совершенствованию системы пенитенциарных учреждений, улучшению условий содержания лиц, находящихся под следствием и отбывающих наказание. Пристальное внимание уделяется вопросу социальной адаптации осужденных, для чего был принят закон о пробации, цель которого – оказание помощи осужденным в восстановлении и формировании социальных связей.
В сфере обеспечения права на жизнь, свободу и личную неприкосновенность и противодействия торговли людьми приняты 2 рекомендации, 4 рекомендации приняты частично, и 26 не приняты.
Подавляющее большинство непринятых нами рекомендаций носило повторяющийся характер и касалось проведения Российской Федерацией специальной военной операции на Украине. Они были отвергнуты, как не имеющие отношения к принципам и целям Универсального периодического обзора.
Благодарю за внимание!
Заключительное слово
Уважаемый господин заместитель Председателя, уважаемые дамы и господа!
Вот уже в четвертый раз наша страна проходит Универсальный периодический обзор в Совете ООН по правам человека, что позволяет нам, с одной стороны, обмениваться опытом и наработками в области защиты прав человека, а с другой стороны, видеть сторонний, иногда довольно критический, взгляд на ситуацию с правами человека.
Мы внимательно изучили и оценили весь спектр рекомендаций в части совершенствования правовых и институциональных правозащитных механизмов, которые были озвучены в адрес Российской Федерации. Предсказуемо, что значительная часть из была отвергнута российскими властями как политически обусловленные, не соответствующие основополагающим положениям российской Конституции об основах конституционного строя и нарушающие публичный порядок. Часть рекомендаций не была принята как не соответствующая собственно целям и принципам Универсального периодического обзора и в целом выходящая за пределы его мандата.
Несмотря на прозвучавшие в адрес властей Российской Федерации жесткие оценки, готовы подтвердить нацеленность на дальнейший диалог. Мы слышим все обозначенные проблемные вопросы, воспринимаем конструктивную критику для обеспечения эффективной защиты прав и свобод всех граждан, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации.
Одновременно с этим нельзя не отметить, что правозащитная сфера всегда отражала и достаточно выпукло обозначала весьма существенные различия государств в трактовке содержания и объема прав человека. Эти различия обусловлены различным менталитетом, морально-нравственными устоями, национальными обычаями и традициями, особенностями политического устройства и степенью развитости отдельных общественных и политических институтов.
И при этом мы исходим из того, что базовые институциональные принципы процедуры Универсального периодического обзора, такие как добровольность сотрудничества, деполитизированность и нацеленность на конструктивный диалог и поддержку национальных усилий в правозащитной сфере, в конечном счете позволяют не просто клеймить государства за их несоответствие принципам, которые разделяются отдельными государствами, а обеспечивать поступательный страновой прогресс на правозащитном треке.
Именно в этом ключе конструктивной критики и нацеленности на позитивный результат мы готовы выстраивать свое дальнейшее взаимодействие с Советом ООН по правам человека.
Позвольте выразить признательность всем делегациям за проделанную работу и подтвердить нашу убежденность в важности эффективного взаимодействия.
Благодарю за внимание!