Постоянное представительство Российской Федерации при Отделении ООН и других международных организациях в Женеве
(+41-22) 733-1870, 734-6630, 734-1702
/

ВЫСТУПЛЕНИЕ Г.М.Гатилова на Конференции по разоружению. 25.01.2024

Выступление Постоянного представителя Российской Федерации при Отделении ООН и других международных организациях в Женеве Г.М.Гатилова на пленарном заседании Конференции по разоружению
(25 января 2024 г., Женева)

Г-н Председатель,

За последний год ещё отчетливей стали проявляться негативные тенденции последнего десятилетия. Страны «коллективного Запада» во главе с США оказывают все более ожесточённое сопротивление объективному и необратимому процессу перехода к многополярному мироустройству. Это сопровождается обострением застарелых и появлением новых масштабных кризисов, вызванных стремлением западных государств в нарушение фундаментальных норм и принципов международного права насадить концепцию «миропорядка, основанного на правилах» в качестве безальтернативной основы современного мироустройства. Очередным свидетельством такого состояния дел стал очередной виток напряжённости на Ближнем Востоке, уже приведший к огромному числу жертв среди гражданского населения.

В области международной безопасности конфронтационный курс стран Запада проявился в т.ч. в попытках добиться политического и военного превосходства. Для достижения этой цели ими был нанесён сокрушительный удар по системе международных договоров в области контроля над вооружениями, разоружения и нераспространения (КВРН), а также были предприняты шаги по дестабилизации деятельности таких авторитетных международных организаций как ОЗХО и МАГАТЭ. В первом случае эти действия привели к превращению Организации в политический инструмент «коллективного Запада».

Для получения решающего военно-стратегического превосходства Вашингтон, активно поддерживаемый союзниками, на протяжении последних лет фактически демонтировал систему соглашений КВРН. Происходило это либо посредством одностороннего выхода из договоров (ДПРО, ДРСМД, ДОН), либо путем создания неприемлемых условий для выполнения таких соглашений его участниками, как это, в частности, произошло в случае с ДОВСЕ и ДСНВ. Следствием этого стало не просто разрушение базовых «разоруженческих» режимов и механизмов поддержания мира и безопасности, но и ещё большая дестабилизация военно-политической и военно-стратегической обстановки в мире.

При этом, я хочу это особо подчеркнуть, действия в данной сфере Российской Федерации всегда носили ответный характер, осуществлялись с соблюдением имеющихся обязательств и были направлены исключительно на нивелирование угроз, возникающих в результате деструктивной линии «коллективного Запада». Именно так следует расценивать отзыв нашей страной ратификации ДВЗЯИ или решение о размещении ядерного оружия на территории Республики Беларусь, являющейся частью Союзного государства с Российской Федерацией и имеющей общее с нашей страной пространство безопасности.

В условиях отказа США и их союзников от совместных усилий по стабилизации стратегической сферы Россия вынуждена следовать взвешенному и прагматичному подходу в целях обеспечения хотя бы минимального уровня предсказуемости и сдержанности. Так, мы продолжаем придерживаться количественных ограничений по ДСНВ и объявленного четыре года назад моратория на развертывание наземных РСМД. Однако, ввиду политики США на обеспечение военного превосходства над своими геостратегическими соперниками, возможности для поддержания такого курса неуклонно сокращаются.

Г-н Председатель,

С сожалением констатируем скоординированные попытки со стороны государств Запада расшатать многосторонние разоруженческие механизмы и воспрепятствовать решению назревших проблем в области КВРН. Считаем неприемлемыми политизацию ими деятельности разоруженческой «триады», важнейшим элементом которой остается Конференция по разоружению (КР). Недопустимы их попытки свести значимые для глобального мира и безопасности темы её повестки дня к страновым сюжетам, использовать уникальный и некогда эффективный форум для продвижения своих узкогрупповых интересов.

Убеждены, что Конференция по-прежнему является перспективной и оптимальной площадкой для обсуждения актуальных проблем международной безопасности и разработки новых многосторонних соглашений в области КВРН. Считаем в принципиальном плане необходимым приложить все усилия для нормализации деятельности Конференции и обеспечения выполнения её переговорного мандата по ключевым темам устоявшейся повестки дня. Среди прочего, особого внимания требуют критически важные для глобальной и региональной безопасности вопросы ядерного разоружения, предотвращение ядерной войны, негативные гарантии безопасности (НГБ) и предотвращение гонки вооружений в космосе (ПГВК).

Г-н Председатель,

Хотели бы подтвердить полную приверженность нашей страны своим обязательствам по статье VI ДНЯО, где цель достижения мира без ядерного оружия поставлена в контексте всеобщего и полного разоружения. Считаем, что ядерное разоружение должно осуществляться поэтапно, на основе консенсуса и проходить таким образом, чтобы соответствующие шаги не наносили ущерб чьей-либо безопасности и вели к укреплению международной стабильности, миру и безопасности для всех.

Уверены, что любые предлагаемые в обход ДНЯО альтернативы в сфере ядерного разоружения контрпродуктивны. Сейчас, как никогда, необходимо консолидировать усилия всего международного сообщества по формированию благоприятного «разоруженческого» климата. Это подразумевает деятельное участие всех государств, включая неядерные, способных вносить конструктивный вклад в снижение международной напряженности. 

Г-н Председатель,

В настоящий момент наиболее острые риски стратегического характера несёт заряженность США и НАТО на эскалацию украинского кризиса, что чревато скатыванием к прямому военному столкновению ядерных держав с катастрофическими последствиями. Россия привержена пониманию, выработанному еще в 1980-е гг., что в ядерной войне не может быть победителей и она никогда не должна быть развязана. Напоминаем, что данная фундаментальная установка была подтверждена по инициативе России в Совместном заявлении лидеров пяти ядерных государств о недопустимости ядерной войны и предотвращении гонки вооружений от 3 января 2022 г. Призываем все государства «пятёрки» следовать обязательствам, взятым в соответствии с заявлением.

С учётом этого считаем важным в работе Конференции наряду с тематикой ядерного разоружения повышенное внимание уделять пункту 2 повестки дня «Предотвращение ядерной войны, включая все связанные с этим вопросы». При этом необходимо рассматривать весь комплекс проблем, связанных с первопричинами, рисками и последствиями безответственного поведения государств, которое может привести к необратимому и гибельному для всего мира развитию событий. 

Г-н Председатель,

Разделяем сформировавшийся в последние годы общий настрой на начало субстантивной дискуссии по негативным гарантиям безопасности неядерным государствам. В случае принятия программы работы КР, предусматривающей возобновление переговорного процесса, готовы активно подключиться к разработке единого многостороннего соглашения на этот счёт.

В то же время было бы неверно утверждать, что неядерные страны в правовом плане остаются незащищёнными от гипотетических угроз, связанных с применением ядерного оружия. Помимо обязательств, вытекающих из ДНЯО, ядерные государства взяли на себя дополнительные юридические обязательства по НГБ в рамках соглашений о зонах, свободных от ядерного оружия (ЗСЯО). Таким образом, Россия предоставила более ста государствам-участникам этих безъядерных зон юридические гарантии против применения или угрозы применения ядерного оружия.

Выступаем в пользу расширения географии ЗСЯО в контексте решения проблемы гарантий безопасности, что, разумеется, имеет смысл только при ответственном поведении как ядерных, так и неядерных государств.

Вместе с тем, убеждены, что при рассмотрении тематики НГБ нельзя упускать из виду феномен неядерных государств, делающих ставку на «позитивные» ядерные гарантии безопасности со стороны США и ядерного блока НАТО. В последние годы данный феномен приобретает новое измерение, выражающееся в широком вовлечении неядерных стран в новые региональные военно-блоковые структуры с ядерным элементом. В связи с этим самого серьёзного анализа требуют риски и возможные угрозы, исходящие из эволюции AUKUS и стремительно набирающего обороты трёхстороннего военно-технического сотрудничества США, Японии и Южной Кореи.

Очевидно, что стремление более 30-ти неядерных государств обеспечивать собственную безопасность и продвигать свои интересы, прикрываясь стратегическим арсеналом своих покровителей, лишь оправдывает модернизацию и наращивание последними ядерных потенциалов. Это создаёт не только непреодолимые препятствия для возобновления серьёзного и всестороннего разговора по ядерному разоружению, но и провоцирует гонку ракетно-ядерных вооружений.   

Г-н Председатель,

В настоящее время на передний план выходит задача сохранения космического пространства свободным от любых видов оружия, особенно в свете действий государств Запада по наращиванию силового потенциала под предлогом защиты собственности и обеспечения безопасности своей активности в околоземном пространстве в ущерб интересам других участников космической деятельности. Из уст представителей стран Запада все чаще слышатся голоса в пользу переноса концепции сдерживания из ядерной сферы в космическую, что заставляет задуматься о подготовке этих государств к силовым действиям в космосе.

Одним из важных приоритетов Конференции считаем разработку давно назревшего международного договора, запрещающего вывод в космос любого вида оружия, а также применение силы или угрозу силой в отношении космических объектов или с их использованием.

В этом контексте особое значение придаём деятельности учрежденной резолюцией ГА ООН 77/250 Группы правительственных экспертов по дальнейшим мерам в сфере предотвращения гонки вооружений в космическом пространстве, которая призвана дать рекомендации для будущего юридически обязывающего инструмента по ПГВК. Рассчитываем также, что её наработки будут взяты за основу новой Рабочей группой открытого состава, созданной резолюцией ГА ООН 78/238. Принятием упомянутых резолюций удалось создать основу для преемственности и бесперебойности деятельности по разработке многостороннего юридически обязывающего соглашения по ПГВК в условиях блокирования этой работы делегациями стран Запада на КР. 

Г-н Председатель,

Уверены, что на сегодня по-прежнему сохраняет актуальность  инициатива по разработке на КР Международной конвенции по борьбе с актами химического и биологического терроризма. Конвенция призвана устранить в международном праве пробелы, которые не позволяют оперативно и эффективно реагировать на качественно новую угрозу ОМУ-терроризма, приобретающую все более масштабный, системный и трансграничный характер. Такая работа, помимо прочего, могла бы стать реальным средством преодоления застоя в субстантивной деятельности Конференции.

Г-н Председатель,

Наша делегация подтверждает готовность к диалогу и поиску компромиссных развязок для согласования всеобъемлющей и сбалансированной Программы работы КР, которая учитывала бы приоритеты всех государств-членов форума. Исходим из того, что любые возможные решения об организации деятельности Конференции должны предусматривать переговоры или, по крайней мере, подготовку к переговорам по основным пунктам повестки дня.

Считаем перспективной идею учреждения вспомогательных органов при том, однако, понимании, что они должны иметь чёткий мандат, дать конкретные результаты и создать тем самым условия для запуска переговорного процесса.

Г-н Председатель,

Мы последовательно выступаем за обеспечение принципов инклюзивности и многосторонности в работе КР. Все государства, выразившие желание внести свой вклад, вправе получить такую возможность. Однако хорошо известны негативные прецеденты прошлых лет, когда наблюдатели попросту злоупотребляли оказанным им доверием, используя площадку КР для продвижения «блоковых» политических установок и высказывания необоснованных обвинений в адрес государств-членов. Все без исключения претенденты на получение статуса наблюдателей должны отдавать себе отчет в том, что их участие в работе Конференции призвано способствовать разрешению имеющихся проблем и вносить вклад в конструктивное рассмотрение вопросов повестки дня. В противном случае их подключение к работе КР было бы контрпродуктивным.

Г-н Председатель,

Россия готова принимать деятельное участие в обсуждении актуальных вопросов разоруженческой повестки дня и вести переговоры, нацеленные на выработку новых договоренностей, отвечающих интересам всего международного сообщества. Такая работа должна вестись на основе подлинного равенства, взаимоуважения и учета законных интересов всех сторон в области безопасности. Она должна быть сосредоточена на решении имеющихся проблем, нивелировании и устранении новых вызовов и угроз, а не на реализации национальных или узкогрупповых внешнеполитических установок, получении преференций и обеспечении собственных интересов за счет других государств.

Хотел бы еще раз подтвердить готовность российской делегации к конструктивному взаимодействию с индийским председательством и со всеми последующими председательствами сессии КР 2024 года, а также государствами-членами Конференции и приглашёнными наблюдателями.