ВЫСТУПЛЕНИЕ К.В.Воронцова на Совещании государств-участников Конвенции о «негуманном» оружии по п.7 повестки дня «Рассмотрение доклада Группы правительственных экспертов по развивающимся технологиям в области смертоносных автономных вооружений»
Выступление руководителя делегации Российской Федерации,
заместителя директора Департамента по вопросам нераспространения
и контроля над вооружениями МИД России К.В.Воронцова
на Совещании государств-участников Конвенции о «негуманном» оружии
по п.7 повестки дня «Рассмотрение доклада Группы правительственных экспертов по развивающимся технологиям
в области смертоносных автономных вооружений»
(Женева, 16 ноября 2022 г.)
Уважаемый господин Председатель,
Российская Федерация приняла активное участие в работе состоявшейся в этом году сессии Группы правительственных экспертов (ГПЭ) государств-участников Конвенции о «негуманном» оружии (КНО) по смертоносным автономным системам вооружений (САС). Положительно оцениваем итоги её работы. ГПЭ удалось одобрить доклад с содержательными выводами и рекомендациями и тем самым заложить основу для дальнейшего обсуждения вопросов САС в рамках КНО, являющейся для этого оптимальной площадкой. Перенос данной тематики на другие международные форумы контрпродуктивен. Вопросы выполнения действующих обязательств в рамках режимов экспортного контроля в контексте САС должны обсуждаться в профильных форматах.
Российская Федерация уделяет повышенное внимание проблематике САС. В этой связи 26 июля с.г. Министром обороны Российской Федерации С.К.Шойгу утверждена Концепция деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации в сфере разработки и применения систем вооружений с использованием технологий искусственного интеллекта. В ней закреплены основные установки в отношении разработки и применения САС.
Исходим из того, что международное право, т.ч. международное гуманитарное право (МГП), полностью применимо к вооружениям и технике с использованием новых технологий в области САС и не нуждается в модернизации или адаптации в связи с их спецификой. Выступаем против разработки любого юридически обязывающего международного инструмента в отношении таких систем, а также введения моратория на разработку и использование САС и применяемых для их создания технологий. Считаем преждевременными дискуссии по нормам, принципам и правилам «ответственного поведения» в отношении САС.
В этом контексте следует учитывать, что отсутствие универсального (или хотя бы рабочего) определения САС, а также реальных работающих образцов таких систем вооружений значительно затрудняют обсуждение аспектов правового регулирования САС. В таких условиях любые достигнутые договорённости носят условный характер, а какие-либо ограничения могут спровоцировать правовую неопределенность, затронув широкий спектр вооружений, и негативно повлиять на научно-технический прогресс. Учитывая вышесказанное, полагаем, что в перспективе ГПЭ могла бы сосредоточиться на анализе действующих международно-правовых норм в контексте САС.
Принимая во внимание высказанные рядом делегаций в ходе прошедших сессий ГПЭ соображения в отношении предмета обсуждения, отмечаем, что он должен ограничиваться полностью автономными системами военного и двойного назначения. В этой связи рассматриваем в качестве одной из приоритетных тем для рассмотрения в рамках ГПЭ характеристики САС и их базовые функции.
Видим востребованность в продолжении дискуссии о необходимости обеспечения взаимодействия «человек-машина». Сохранение контроля человека над машиной является важным условием обеспечения выполнения существующих норм международного права, в т.ч. МГП. При этом конкретные формы и методы такого взаимодействия должны оставаться на усмотрение государств. Исходим из того, что эффективный контроль может обеспечиваться не только путем прямого управления. Считаем, что продвигаемая рядом стран концепция «значимого человеческого контроля» в целом не имеет отношения к праву и чревата лишь политизацией дискуссии.
Подтверждаем, что ответственность за решения по созданию и применению САС на всех этапах их жизненного цикла несут как государства, так и отдельные лица. В частности, ответственность за применение САС ложится на должностное лицо, которое ставит задачу таким системам вооружений и отдаёт приказ на их применение. Исходим из того, что при применении САС такие лица должны обладать надлежащими знаниями и навыками по их функционированию и эксплуатации, а также выполнять функции принятия решения о целесообразности применения, планирования форм и способов применения САС.
Следует принимать во внимание важность проведения государствами-участниками правовых обзоров в отношении САС. При этом считаем избыточной выработку универсального обязательного механизма проведения таких обзоров, тем более специально предназначенного для САС.
В контексте дальнейшей деятельности ГПЭ по САС любые дискуссии должны выстраиваться в полном соответствии с задачами КНО и не выходить за рамки её охвата. «Добавленная стоимость» ГПЭ будет зависеть от практической применимости её наработок для целей КНО.
Полагаем целесообразным продолжить обсуждение тематики САС в ГПЭ на основе одобренного Шестой Обзорной конференцией дискуссионного мандата и принципа консенсуса. Выступаем за достаточность организации в 2023 г. сессий ГПЭ по САС в очном формате продолжительностью до 10 дней.
Спасибо за внимание.