Постоянное представительство Российской Федерации при Отделении ООН и других международных организациях в Женеве
(+41-22) 733-1870, 734-6630, 734-1702
/

Выступление представителя Российской Федерации на пленарном заседании Конференции по разоружению по п.3 Повестки дня «Предотвращение гонки вооружений в космическом пространстве»

Уважаемый г-н Председатель,

Уважаемые коллеги,

Хотел бы выразить благодарность венесуэльскому председательству за организацию пленарного заседания по вопросу предотвращения гонки вооружений в космическом пространстве, который по нашему мнению должен оставаться в фокусе самого пристального внимания международного сообщества. Это связано, во-первых с тем, что на сегодняшний день космос остается единственной средой человеческой деятельности, не подверженной воздействию ставших уже привычных для международных отношений здесь на земле факторов силового противостояния, политической напряженности и военной конфронтации, способствующих на региональном и глобальном уровне возникновению вооруженных конфликтов различной интенсивности.

Во-вторых, это продиктовано усилением зависимости устойчивого развития и благополучия каждой страны в отдельности и человечества в целом от результатов использования космических технологий, дивидендов, получаемых от все более широкого освоения околоземного космического пространства. Рост участников космической деятельности, активное подключение к ней негосударственных акторов, включая представителей коммерческого сектора, делает запрос на поддержание космоса в качестве неконфликтой среды для многостороннего сотрудничества, тесного взаимовыгодного взаимодействия участников космической деятельности особенно актуальным.

В-третьих, включение космического пространства в процесс военного планирования независимо от целей последнего, безусловно, создаст предпосылки возникновения целого набора угроз безопасности как в самом космическом пространстве, так и на земле. Стремление любого государства получить некие особые преимущества в космосе и на земле за счёт вывода и размещения оружия на околоземной орбите чревато ответными мерами со стороны других государств. При этом такие меры могут носить как симметричный характер, если государство будет обладать развитым космическим и военным потенциалом, так и ассиметричный, который позволит стране со скромными космическими возможностями в случае необходимости ответить на исходящую из космоса угрозу собственной национальной безопасности.

Понимание недопустимости превращения космоса в арену вооруженного противостояния, необходимости предотвращения появления в космосе очага угрозы международному миру и безопасности, способной поставить человечество на грань глобальной катастрофы легло в основу Договора о космосе 1967 года. Российская Федерация убеждена, что нормы и принципы, содержащиеся в этом основополагающем документе современного космического права, остаются актуальными и востребованными по настоящее время. Категорически не согласны с всё чаще звучащими идеями о том, что договор себя изжил, что он безнадежно устарел, поскольку вырабатывался в иных, отличных от сегодняшних, обстоятельствах.

Если мы согласимся с подобными далеко идущими «новаторскими» соображениями, это будет означать, что мы (участники Договора) отказываемся от нашей принципиальной установки, что исследование и использование космического пространства должно осуществляться в мирных целях, а сама космическая деятельность должна вестись в т.ч. для поддержания международного мира и безопасности, продвижения международного сотрудничества и расширения взаимопонимания между государствами. Кроме того, это даст право государствам игнорировать требование, чтобы их действия в космическом пространстве не создавали препятствий и трудностей для осуществления космической деятельности других государств. Более того, мы откажемся от предусмотренного Договором порядка задействования диалоговых механизмов для устранения возникающих проблем и озабоченностей.

Возникает справедливый вопрос: «Если мы откажемся от всего этого то, что мы будем иметь взамен?»

Частично ответ на этот вопрос мы можем найти, анализируя современные мыслительные тенденции в области обеспечения безопасности в космосе. Хотел бы обратить внимание на активно продвигаемую в рамках различных профильных форумов концепцию, рассматривающую космос в качестве оспариваемой среды (contested domain). Данная концепция противоречит пониманию космического пространства как общего наследия человечества, принципу равного и недискриминационного доступа в космическое пространство, его освоения в мирных целях.

По нашему мнению, логическим развитием этой, на первый взгляд, безобидной концепции стал новый практикуемый отдельными государствами подход к космическому пространству как будущему театру боевых действий (war fighting domain), что уже повлекло за собой разработку методов ведения боевых действий (outer space warfare) в космосе. Сюда же можно отнести и переосмысление методов обеспечения безопасности (security) в космосе, включая безопасность объектов космической собственности и космических операций в пользу применения силовых действий для устранения явных и, что главное, предполагаемых угроз. В этом контексте со всей серьезностью обсуждаются возможности задействования превентивных мер и средств (anticipated means and measures), в т.ч. военного характера.

Можно было бы ещё долгое время рассуждать о необходимости и своевременности принятия практических мер по предотвращению гонки вооружений в космическом пространстве, если бы вышеупомянутые интеллектуальные усилия по-прежнему оставались бы лишь примерами сугубо теоритических изысканий. Однако в настоящее время они приобретают иное значение, так как уже закреплены в доктринальных документах, а значит являются руководством к практическим действиям, включая создание необходимого оружейно-космического потенциала.

В этих условиях все большее значение приобретают консолидированные усилия международного сообщества по предотвращению гонки вооружений в космическом пространстве. Все больше возрастает запрос на превентивные политико-дипломатические и международно-правовые меры для достижения этой цели. Это подтверждается неизменным ростом числа полноформатных участников многосторонней инициативы по неразмещению первыми оружия в космосе и её широкой поддержкой со стороны государств-членов ООН.

Однако вызывает озабоченность, что на сегодняшний день она остается единственной практической мерой, направленной на сохранения космоса, свободным от оружия. Призываем участников Конференции по разоружению проявить творческий подход и в рамках обсуждения п.3 ПД форума сосредоточиться на обсуждении дополнительных шагов в этом направлении.

В связи с этим также приходится констатировать, что время, которым международное сообщество располагает для принятия превентивных мер, стремительно тает. Мы неизбежно приближаемся к 2030 г. – рубежу, который согласно военно-космическим планам США объявлен временем появления в космосе боевых компонентов глобальной ПРО.

Россия остается приверженой выработке на КР международного юридически обязывающего инструмента по ПГВК, включая предотвращение размещения оружия в космосе. Уверены, что только через принятие государствами обязательств в соответствии с таким соглашением можно будет гарантировать мирную направленность осуществляемой ими космической деятельности. Хотел бы подчеркнуть, что этому вопросу в Совместном российско-китайском заявлении от 5 июня уделено особое внимание.

Несмотря на формально «нулевой» результат Группы правительственных экспертов по ПГВК, мы позитивно оцениваем проделанную экспертами работу. Пожалуй, впервые экспертами из 25 стран, включая обладающих противоположными взглядами на обеспечение безопасности космической деятельности и сохранение космоса, свободным от оружия, была предпринята реальная попытка сблизить позиции и найти точки соприкосновения по наиболее дискуссионным вопросам.

Не будет преувеличением сказать, что экспертам удалось нащупать общее понимание относительно необходимости выработки именно юридически обязывающего документа, важности фиксирования неразрывной связи такого документа с Договором о космосе 1967 года и другими источниками международного космического права. Эксперты также пришли к общему видению по таким элементам возможного инструмента, как охват соглашения, объем обязательств, проверка соблюдения обязательств, перечень угроз, на которые должен отвечать подобный документ, важность включения в него положений о сотрудничестве.

Кроме того, и участниками группы, и приглашенными экспертами была проделана титаническая работа по рассмотрению такого многогранного феномена как гонка вооружений в космосе, возможных путей реагирования на все более реальную перспективу появления оружия в космосе и связанных с этим политических, военных и правовых последствий. Результаты этих усилий в сжатом виде нашли отражение в проекте итогового документа ГПЭ, который вполне мог бы стать основой для переговорной работы на КР.

К сожалению, этот документ был заблокирован США. Этот шаг лишь подтвердил наши выводы о том, что претензии Вашингтона к российско-китайскому проекту договора о предотвращении размещения оружия в космическом пространстве, использования силы или угрозы силой в отношении космических объектов (ДПРОК) являются лишь ширмой для действительных намерений США по сохранению «свободы рук» и тем самым занятия доминирующих позиций в космосе.

Вместе с тем, ДПРОК, обновленная версия которого была представлена на КР пять лет тому назад, остается на рассмотрении государств-участников форума, и мы призываем делегации не откладывая приступить к переговорам на его основе с учетом состоявшихся в ГПЭ по ПГКВ дискуссий.

Спасибо за внимание.