Постоянное представительство Российской Федерации при Отделении ООН и других международных организациях в Женеве
(+41-22) 733-1870, 734-6630, 734-1702
/

ВЫСТУПЛЕНИЕ представителя Российской Федерации от имени Группы ЕАЭС на пленарном заседании 67-й сессии Совета по торговле и развитию ЮНКТАД (общая дискуссия) Женева, 7 сентября 2020 года

ВЫСТУПЛЕНИЕ

представителя Российской Федерации от имени Группы ЕАЭС

на пленарном заседании 67-й сессии Совета по торговле и развитию ЮНКТАД

(общая дискуссия)

 

Женева, 7 сентября 2020 года

 

Уважаемый г-н Председатель!

Уважаемый г-н Генеральный секретарь!

Уважаемые коллеги!

Пандемия COVID-19 спровоцировала экономические и финансовые шоки, предельно обнажив уязвимые места в глобальной экономической системе. Международные организации дают неутешительные прогнозы относительно динамики экономического роста, инвестиций и мировой торговли. Кризис может перечеркнуть результаты многолетних усилий и ввергнуть мировую экономику в состояние глубокой рецессии.

С тревогой отмечаем, что на фоне распространения COVID-19 еще острее проявляется проблема неравенства. Снижается заинтересованность в многостороннем сотрудничестве. Усиливается рост протекционизма.

В этих условиях как никогда важно уделять пристальное внимание согласованным на международном уровне мерам, направленным на восстановление после кризисов и предотвращение новых шоков. Более устойчивой глобальной экономике потребуются более сильные глобальные институты и более продвинутые антикризисные технологии.

Новая реальность, порождаемая COVID-19, подтверждает востребованность ЮНКТАД как уникальной международной площадки для выработки согласованных подходов к реагированию на негативные последствия COVID-19 для мировой экономике и торговли. Очевидно, что в кратко- и среднесрочной перспективе потребуется сместить акценты в текущей деятельности ЮНКТАД на противодействие негативным торгово-экономическим последствиям пандемии и сопутствующее перераспределение ограниченных ресурсов. Необходимо обеспечить транспарентность и подотчетность бюджетного процесса ЮНКТАД, наладить эффективные каналы коммуникаций между руководством Организации и странами-членами по этим вопросам.

Важно, чтобы на фоне неотложных антикризисных мер по противодействию COVID-19 из повестки ЮНКТАД не уходили долговременные стратегические задачи по обеспечению поступательного экономического роста и устойчивого развития, составляющие суть изначального мандата Организации. Считаем неприемлемыми любые попытки под предлогом пандемии ослабить мандат ЮНКТАД как универсального глобального форума ООН для комплексного рассмотрения проблематики международной торговли и развития и связанных с ними вопросов инвестиций, финансов, задолженности, передачи технологий.

В дополнение к приоритетам ЮНКТАД в условиях COVID-19, обозначенным нашей региональной группой в ходе первого сегмента СТР, хотелось бы акцентировать внимание еще на ряде важных тем.

В условиях существенного ухудшения мировой торгово-экономической ситуации все более востребованы аналитические наработки ЮНКТАД в макроэкономической области c акцентом на анализ ситуации в странах с переходной экономикой, странах со средним уровнем дохода, развивающихся и наименее развитых странах. Это относится и к комплексному исследованию «анатомии» кризиса, порожденного COVID-19, и к осмыслению роли государства в повышении резистентности национальной экономической системы, обеспечении баланса между эффективностью рынка и социальной ответственностью. В более широком плане подтверждаем востребованность наработок экспертов ЮНКТАД по вопросам антикризисных стратегий и их сопряжения с национальными планами социально-экономического развития наиболее уязвимых стран.

Текущая кризисная ситуация, вызванная пандемией COVID-19, дополнила и усугубила негативные тенденции последних лет в международной торговле. Выявленная уязвимость глобальных цепочек добавленной стоимости заставила многие крупнейшие компании пересмотреть свои подходы к внедрению современных технологий индустрии 4.0 и рассмотреть возможность возврата части производственных мощностей ближе к крупнейшим потребительским рынкам. Эффект таких стратегий еще только предстоит оценить.

В связи c этим считаем важной работу ЮНКТАД, направленную на выработку рекомендаций по сохранению торговых связей, их адаптации к современным реалиям, в том числе посредством создания устойчивых производственно-сбытовых цепочек с учетом уже сформировавшихся кооперационных связей между странами и регионами. Особенно полезной видится работа по наращиванию внутри- и межрегионального сотрудничества для преодоления и предотвращения конфликтов и эскалации напряжения в мире.

Также видим потенциал в расширении содействия ЮНКТАД скорейшему присоединению всех стран с переходной экономикой, стран со средним уровнем дохода и развивающихся стран к ВТО в целях расширения и укрепления многосторонней торговой системы.

Призываем ЮНКТАД уделить больше внимания вопросу интеграции малых и средних предприятий стран с переходной экономикой, стран со средним уровнем дохода и развивающихся стран в глобальные цепочки добавленной стоимости, разработать практические рекомендации по их возможной реконфигурации в условиях противодействия COVID-19, в том числе в рамках региональных интеграционных объединений.

В завершение хотели еще раз указать на важность скоординированного, инклюзивного, всеобъемлющего и глобального международного ответа на пандемию COVID-19 при координирующей роли ООН. Мы будем содействовать тому, чтобы ЮНКТАД заняла достойное место в этом процессе.

Благодарю вас.