Выступление представителя Российской Федерации на 74-й сессии Постоянного комитета Исполкома Программы Верховного комиссара ООН по делам беженцев по вопросу о ситуации в Европе
Выступление представителя Российской Федерации
на 74-й сессии Постоянного комитета Исполкома
Программы Верховного комиссара ООН по делам беженцев
по вопросу о ситуации в Европе
Господин Председатель,
Российская Федерация приветствует гуманитарную деятельность УВКБ в различных странах и регионах мира. Считаем работу Управления эффективной, в особенности в ситуациях крупных гуманитарных кризисов, которые приводят к появлению масштабных смешанных миграционных потоков. Выступаем за продолжение разностороннего взаимодействия с УВКБ на основе принципов нейтральности, гуманности, независимости и беспристрастности.
Россия исходит из того, что предотвращение и политическое урегулирование конфликтов в государствах исхода беженцев и содействие им в социально-экономическом восстановлении, а также укрепление международного сотрудничества в миграционной сфере являются ключевыми элементами улучшения положения беженцев, обеспечения добровольного возвращения и предупреждения новых волн вынужденной миграции.
В этой связи положительно оцениваем ведущую роль УВКБ ООН в разработке Глобального договора о беженцах, принятие которого наша страна поддержала. Рассчитываем, что этот договор при условии объединения усилий мирового сообщества будет способствовать защите прав и улучшению положения беженцев, соискателей убежища и лиц без гражданства во всем мире, а также повышению эффективности деятельности УВКБ в рамках его существующего мандата.
Ожидаем, что практическое осуществление Глобального договора будет направлено на укрепление международного режима защиты беженцев, в основе которого лежат Конвенция о статусе беженцев 1951 года и Протокол к ней 1967 года, которые Россия неукоснительно соблюдает.
Российская делегация намерена активно участвовать в Глобальном форуме по беженцам, а также в процессе консультаций по выработке его модальностей. При этом исходим из того, что Глобальный договор не имеет юридически обязывающего характера и не налагает на присоединившиеся к нему страны какие-либо дополнительные правовые и/или финансовые обязательства.
Господин Председатель,
Российская Федерация разделяет обеспокоенность УВКБ в связи с сохраняющейся непростой миграционной ситуацией в европейском регионе, вызванной, в частности, продолжающимся бесконтрольным прибытием мигрантов с Ближнего Востока и из Северной Африки. Особую тревогу вызывают случаи их гибели на море, а также наличие в составе смешанных миграционных потоков несопровождаемых детей.
Летом 2018 г. Россия выступила с инициативой по содействию добровольному возвращению сирийских беженцев, для реализации которой необходима международная поддержка. Исходим из того, что возвращающиеся на родину сирийцы внесут весомый вклад в созидательную работу по восстановлению своей страны. Одновременно будет снижаться миграционная нагрузка с государств, в том числе европейских, которые приняли у себя значительное количество беженцев и вынужденных мигрантов из Сирии.
Отмечаем, что данные УВКБ, представленные в документах к этой сессии, подтверждают, что возвращение сирийских беженцев и ВПЛ началось. Убеждены, что международные гуманитарные организации должны играть в этом деле все возрастающую роль, а процесс возвращения не следует обставлять политическими предусловиями. Призываем УВКБ активизировать усилия для оказания помощи в репатриации сирийцев и их реинтеграции на родине.
Внимательно следим за гуманитарной ситуацией на Украине. Внутренний вооруженный конфликт в этой стране продолжает оставаться крупнейшим источником вынужденной миграции в Европе. Только в Россию прибыло более 1 миллиона вынужденных мигрантов с Юго-Востока Украины. Исходим из необходимости окончательной остановки боевых действий и прекращения братоубийственной войны на основе выполнения сторонами конфликта Минских соглашений. Призываем украинские власти обеспечить социальные права и свободу передвижения ВПЛ. Приветствуем в целом взвешенный и неполитизированный подход УВКБ к ситуации на Украине.
Вновь хотели бы привлечь внимание и к проблеме безгражданства, которая в европейском регионе еще далека от своего разрешения, поскольку в ряде стран региона безгражданство имеет массовый характер. Благодарны УВКБ за признание наличия там этой проблемы. Считаем, что сокращение безгражданства должно оставаться приоритетом в повестке дня Управления.
Господин Председатель,
В России сформировалась основанная на общепризнанных нормах международного права целостная система предоставления убежища. Более чем двадцатилетняя практика ее применения показала, что эта система позволяет предоставлять надежную защиту любому иностранному гражданину, нуждающемуся в убежище, и тем самым в полном объеме выполнять международные обязательства Российской Федерации в данной области. Убежище в нашей стране получили представители порядка 50 государств.
В Российской Федерации лица, признанные беженцами, имеют право наравне с российскими гражданами на медицинскую помощь, на профессиональное обучение, на работу по найму или осуществление предпринимательской деятельности, социальную защиту, содействие в устройстве детей в государственные или муниципальные дошкольные и образовательные организации. При необходимости беженцам оформляется проездной документ для выезда за пределы территории России, который содержит электронный носитель информации и изготавливается по единому образцу, соответствующему международным требованиям и стандартам, предъявляемым к машиносчитываемым проездным документам.
Миграционные процессы оказывают существенное влияние на демографическую и социально-экономическую ситуацию в России. Наша страна является одной из лидирующих стран в мире по количеству находящихся на ее территории мигрантов.
31 октября 2018 года Президент Российской Федерации подписал новую Концепцию государственной миграционной политики Российской Федерации. Этот документ является стратегическим вектором деятельности российских властей в миграционной сфере. Концепция призвана создать более комфортные условия для переселения в Россию на постоянное место жительства наших соотечественников из-за рубежа, а также более четкие правила въезда, получения права на проживание, работу и приобретение российского гражданства для иностранцев. Концепция будет способствовать повышению миграционной привлекательности России и укрепит национальные механизмы регулирования миграционных потоков.
Благодарю за внимание.