ПРАВО НА ОТВЕТ представителя Российской Федерации на Конференции по разоружению
Выступление делегации Российской Федерации в рамках права на ответ на пленарном заседании Конференции по разоружению
(Женева, 31 января 2023 г.)
Уважаемый г-н Председатель,
Отвергаем все обвинения со стороны делегаций Украины и государств Запада в связи с проведением Россией специальной военной операции как абсолютно необоснованные и не имеющие ничего общего с реальностью. Подобные инсинуации нацелены на создание конфронтационной и политизированной атмосферы на нашем форуме, не способствуют содержательной работе и лишь разобщают государства-члены. Цель таких заявлений – отвлечь внимание от настоящих причин сложившегося положения дел на Украине.
Г-н Председатель,
Любые обвинения в нарушении Россией обязательств по Будапештскому меморандуму о гарантиях безопасности в связи с присоединением Украины к Договору о нераспространении ядерного оружия от 5 декабря 1994 г. злонамеренно извращают содержание и смысл этого документа и являются ни чем иным, как элементом антироссийской пропаганды.
Авторитет и политическое значение этого документа были подорваны задолго до 2014 г. и начала специальной военной операции в феврале прошлого года. Напомним в этой связи события на Украине 2004 г., когда при активном вмешательстве стран Запада во внутренние дела этого государства произошёл ползучий государственный переворот. Тогда наших западных оппонентов не волновало ни наше мнение, ни то, что они в очередной раз попрали и международное право и пресловутый Будапештский меморандум, который теперь оказался индульгенцией киевским властям от совершения преступлений, а для стран Запада – удобным предлогом покрывать, оправдывать их действия и накачивать вооружениями.
Утрата Украиной территориальной целостности стала результатом внутренних центробежных процессов, спровоцированных внешним дестабилизирующим воздействием Запада, к чему ни Россия, ни её обязательства по Будапештскому меморандуму не имеют ни малейшего отношения. Положения Меморандума не распространяются на обстоятельства, ставшие следствием действий внутриполитических или социально-экономических факторов. В свою очередь, Россия ни в Будапеште в 1994 г., ни впоследствии не брала на себя обязательства признавать госперевороты и принуждать части Украины оставаться в её составе против воли самого местного населения.
Россия на протяжении многих лет высказывала серьёзную озабоченность в связи с игнорированием Западом её законных интересов в области безопасности. Мы неоднократно пытались подвигнуть наших оппонентов начать предметный, конструктивный, взаимно уважительный и равный диалог по широкому спектру вопросов европейской и глобальной безопасности. В ответ мы либо ничего не слышали, либо нам предлагали обсуждать только те вопросы, которые представляют интерес для стран Запада, а наиболее значимые наши предложения и инициативы отвергались полностью.
В этой ситуации у нас не осталось иного выбора, как действовать самостоятельно, не дожидаясь, когда наши бывшие партнёры соблаговолят пойти к нам навстречу и, наконец, согласятся заняться исключительно важными и актуальными для России вопросами международной повестки дня. Тем не менее мы продолжили действовать в рамках конструктивного подхода, о чем говорят недавние договорённости в формате ядерной «пятёрки», включая совместное заявление лидеров пяти государств, обладающих ядерным оружием, от 3 января 2022 г. «О предотвращении ядерной войны и недопущении гонки вооружений». Мы остаёмся привержены своим обязательствам как по этому заявлению, так и в рамках других соответствующих договорённостей.
В этой связи обвинения со стороны делегаций государств Запада в адрес России относительно угроз ядерным оружием являются не более чем элементом беспрецедентной антироссийской кампании. В реальности всё обстоит иначе.
Российские доктринальные установки в области ядерного сдерживания очерчены предельно чётко, не позволяют расширительного толкования и носят сугубо оборонительную направленность. Официальная риторика России по данной проблематике не выходит за рамки данных установок и полностью соответствует международным обязательствам нашей страны.
По вине государств Запада на европейском пространстве разразился серьёзнейший кризис с вовлечением ядерных держав. На этом фоне российские официальные лица были вынуждены несколько раз обращаться к теме возрастания ядерных рисков. Эти заявления делались с очевидной проекцией на США и военный ядерный блок НАТО. Их враждебная экспансия с созданием антироссийского плацдарма на Украине поставила под угрозу коренные интересы безопасности России, вынудила нас решительно реагировать.
Обращаем внимание, что при ежедневных обстрелах жилых кварталов городов Донбасса, в которых гибнут мирные граждане Российской Федерации, украинская армия активно использует боеприпасы и военную технику, поставляемые США, Великобританией и Францией. Своей углубляющейся вовлеченностью в военную конфронтацию на Украине, путём поставок вооружений, подготовки наёмников, предоставления разведывательной информации, указанные страны создают реальные риски прямого вооружённого столкновения ядерных держав. Взятый ими курс контрастирует с их обязательствами о необходимости избегать любой военной конфронтации между ядерными державами. Такая поддержка киевского режима также расходится с заявлениями официальных представителей этих стран о необходимости политико-дипломатического урегулирования ситуации на Украине, ведёт к затягиванию конфликта, и как следствие к новым многочисленным жертвам.
Г-н Председатель,
В ходе специальной военной операции Украине вооружённые силы Российской Федерации выполняют задачи строго в соответствии с нормами международного гуманитарного права (МГП), оказывают мирным жителям всестороннюю помощь и поддержку, исключительно гуманно относятся к гражданскому населению.
В то же время количество ежедневных нарушений украинскими формированиями норм и принципов МГП свидетельствует об абсолютно осознанном применении ими антигуманной тактики ведения боевых действий с целью преднамеренного причинения максимального ущерба мирному населению и объектам критически важной гражданской инфраструктуры. При этом в ход идут противопехотные мины, крупнокалиберная артиллерия и реактивные системы залпового огня (РСЗО), кассетные боеприпасы, ежедневно добавляя тонны смертоносного груза к миллионам единиц боеприпасов уже выпущенных по территориям ЛНР и ДНР с 2014 г.
Украинские власти и их западные покровители, пользуясь своим доминированием в информационном пространстве, которое полностью «зачищено» от объективных данных, продолжают сознательно блокировать любую информацию о жертвах и разрушениях на территории Донбасса и Приазовья. Едва ли стоит, например, рассчитывать, что западные СМИ признают, что 28 января вооруженные силы Украины, использующие системы залпового огня «HIMARS» производства США и предоставляемую странами НАТО разведывательную информацию, включая спутниковую, нанесли удар по больнице в Новоайдаре Луганской Народной Республики Российской Федерации. Погибли 14 человек. Ещё 24 получили ранения разной степени тяжести. Позднее в тот же день ВСУ выпустили 17 ракет по Новой Каховке в Херсонской области России. Треть из них разорвалась на территории местной больницы.
Преднамеренный обстрел действующих гражданских медицинских учреждений и целенаправленное убийство мирных граждан являются тяжкими военными преступлениями киевского режима, которому покровительствуют страны Запада. Все эти акты криминального беспредела нами тщательно фиксируются.
Спасибо за внимание.