Гуманитарные вопросы и права человека

Выступление представителя Российской Федерации в ходе межсессионной тематической дискуссии Совета ООН по правам человека, посвященной 15-летию концепции «ответственности по защите»

Российская Федерация последовательно выступает за укрепление потенциала государств по защите своего населения от геноцида, военных преступлений, этнических чисток и преступлений против человечности. Делегация нашей страны активно участвовала в подготовке элементов концепции «ответственности по защите», вошедших в Итоговый документ Саммита 2005 года. Даже тогда консенсус вокруг них удалось сформировать с большим трудом. С тех пор глубинные противоречия вокруг концепции только усугублялись, а известные случаи расширительного толкования ее положений и их применение на практике привели к непоправимым последствиям. Сейчас уже можно констатировать, что хрупкого консенсуса вокруг элементов этой концепции не существует.

Выступление заместителя Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.ВЕРШИНИНА на V Брюссельской донорской конференции «Поддержка будущего Сирии и региона», 30 марта 2021 года

Со своей стороны неизменно выступаем за политическое разрешение сирийского кризиса путем продвижения политического процесса, ведомого и осуществляемого самими сирийцами при поддержке ООН, как это предусмотрено резолюцией 2254 СБ ООН. Ключевую роль в данном процессе призван сыграть Конституционный комитет в Женеве, который, согласно утвержденным правилам процедуры, «должен работать оперативно и непрерывно для достижения результатов и дальнейшего прогресса лишь в интересах сирийского народа, без иностранного вмешательства, в том числе навязываемых извне сроков». Это, бесспорно, трудный путь достижения общесирийского согласия по ключевым вопросам будущего САР. Тем более после стольких лет вооруженной конфронтации. Но его надо пройти. Поэтому, очевидно, что не должно быть искусственного блокирования деятельности комитета под техническими предлогами согласования неких дополнительных рабочих методов и планов.

Выступление Постоянного представителя Российской Федерации при Отделении ООН и других международных организациях в Женеве Г.М.Гатилова при постановке на голосование проекта резолюции 46-й сессии Совета ООН по правам человека HRC/46/L.19 по Белоруссии (Женева, 24 марта 2021 г.)

Госпожа Председатель, Сегодня мы в очередной раз становимся свидетелями крайней политизации работы Совета. Некоторые из его членов с упорством, достойным лучшего применения, настойчиво пытаются закрепить «белорусский сюжет» в СПЧ. Вынесенный на рассмотрение Совета проект резолюции, равно как и односторонние принудительные меры, введённые Западом против Минска, нацелен на дестабилизацию внутриполитической ситуации в стране, на оказание давления на белорусские власти руками Совета. Евросоюз решил открыто задействовать Совет для вмешательства во внутренние дела суверенного государства через электоральную проблематику. По сути, с подачи западных государств СПЧ берет на себя роль арбитра, определяющего законность или незаконность прошедших выборов и легитимность избранных национальных властей.

Выступление представителя Российской Федерации в осуществление права на ответ в ходе дискуссии по пункту 10 повестки дня по ситуации с правами человека на Украине (Женева, 23 марта 2021 г.)

Госпожа Председатель, Хотели бы прокомментировать выступления представителей Украины, Грузии и ряда других стран в ходе текущей сессии СПЧ. Крайне обеспокоены, что несмотря на представленные УВКПЧ конкретные факты нарушения прав человека на Украине – от пыток и произвольных задержаний до нападений и угроз в адрес журналистов, правозащитников, гражданских и политических активистов – некоторые государства продолжают упорно закрывать на все это глаза, предпочитая говорить о чем угодно, только не о реальной складывающейся там неблагоприятной ситуации с правами человека.

Выступление представителя Российской Федерации в ходе интерактивного диалога в связи с представлением 31-го доклада УВКПЧ по ситуации с правами человека на Украине (Женева, 22 марта 2021 г.)

Госпожа Председатель, Крайне обеспокоены информацией УВКПЧ, что несмотря на договоренности о прекращении огня продолжают гибнуть и получать ранения жители юго-востока страны, наносятся удары по гражданским объектам. Отмечаем усиление конфронтационной и воинственной риторики со стороны представителей украинской власти. УВКПЧ справедливо констатирует отсутствие внятной госполитики и механизма по возмещению ущерба, нанесенного жителям Донбасса в ходе внутреннего конфликта на Украине. Киев продолжает игнорировать призывы УВКПЧ отказаться от порочной практики увязки выплаты пенсий с регулярной регистрацией в качестве внутренне перемещенного лица.

ВЫСТУПЛЕНИЕ представителя Российской Федерации на 46-й сессии Совета ООН по правам человека в ходе общей дискуссии по пункту 8 Повестки дня (Женева, 19 марта 2021 года)

Первая статья Устава ООН, Пакты, Венская декларация и Программа действий ООН 1993 года определяют как неотъемлемое право народов на самоопределение и подчеркивают важность эффективного осуществления этого права. Провозглашение независимости Республики Крым, ее признание и последующее вхождение в состав России является законной формой реализации права народа Крыма на самоопределение в ситуации, когда на Украине произошел насильственный государственный переворот. Самоопределение стало единственно возможным способом защиты народов Крыма от этнических чисток и репрессий перед лицом разгула национал-радикалов на Украине. Однако же 7 лет Украина и группировка западных стран вопреки международным обязательствам ведут античеловеческую политику наказания крымчан за то, что они сохранили свой язык, культуру и самобытность.

Выступление представителя Российской Федерации на 46-й сессии Совета по правам человека в ходе интерактивного диалога со Специальным докладчиком по правам меньшинств (Женева, 15 марта 2021 г.)

Госпожа Председатель, Внимательно ознакомились с докладом г-на Де Варенна. В целом согласны с его выводами. К сожалению, ненавистническая риторика в онлайн-пространстве становится серьезной проблемой, ведет к нарушениям прав человека, способствует широкомасштабному насилию. Как справедливо отмечает спецдокладчик, лежащие в ее основе предрассудки и лозунги не только не ушли в прошлое, но и укрепляются посредством современных технологий. Убеждены, что в виртуальной среде нужны четкие правила поведения для всех ее участников. Необходимо принять эффективные меры по пресечению и профилактике распространения «языка ненависти» в соцсетях. Важно, наконец, признать необходимость создания правовых, институциональных, политических и административных рамок в сфере онлайн-коммуникаций.

Выступление представителя Российской Федерации на 46-й сессии Совета ООН по правам человека в осуществление права на ответ по п.4 повестки дня (Женева, 15 марта 2021 года)

Госпожа Председатель, Идеальных государств с правозащитной точки зрения не существует. У всех есть свои проблемы. Поэтому, прозвучавшие из уст представителей целого ряда западных государств обвинения в отношении России выглядят весьма лицемерно. Они берутся поучать других, не замечая аналогичные проблемы в своих странах. Как говорится, господа, посмотрите на себя в зеркало. Замечу, например, что жёсткие методы правоохранителей в отношении демонстрантов – водометы, резиновые пули и огнестрельное оружие – почерк не российской полиции, а скорее их североамериканских и европейских коллег. За примерами далеко ходить надо.

Выступление представителя Российской Федерации по п.4 повестки дня 46-й сессии Совета ООН по правам человека (Женева, 12 марта 2021 года)

Госпожа Председатель, Серьезную озабоченность вызывает ситуация с реализаций прав на свободу мирных собраний в США и странах Европейского Союза. Несмотря на декларируемую приверженность выполнению своих международных правозащитных обязательств в вопросах обеспечения права на мирные собрания, эти страны все чаще демонстрируют миру то, как нельзя обращаться со своими гражданами. Регулярно мы видим, как жестко и порой жестоко правоохранительные органы этих демократических стран пресекают массовые акции протеста своих граждан. Вот лишь несколько примеров.

ВЫСТУПЛЕНИЕ представителя Российской Федерации на 46-й сессии Совета ООН по правам человека в ходе диалога по ситуации с правами человека в Южном Судане (Женева, 11 марта 2021 года)

Господин Председатель, Исходим из того, что формирование в Южном Судане Переходного правительства национального единства и других исполнительных органов власти, завершение «предпереходного» периода создают необходимые условия для продвижения страны к политической стабильности и национальному примирению, успешному решению неотложных задач в области поощрения и защиты прав человека, а также социально-экономического развития. Вместе с тем в последнее время фиксируем некоторое замедление процесса урегулирования, неготовность сторон к дальнейшим компромиссам, в т.ч. в вопросе формирования обновленной Национальной законодательной ассамблеи.

ВЫСТУПЛЕНИЕ представителя Российской Федерации на 46-й сессии Совета ООН по правам человека в ходе диалога по ситуации с правами человека в Бурунди (Женева, 11 марта 2021 года)

Госпожа Председатель, Ситуация в Республике Бурунди в течение продолжительного времени остается стабильной. Приветствуем успешное проведение всеобщих выборов в мае-августе 2020 г., результаты которых были признаны основными оппозиционными силами. Поддерживаем усилия избранного Президента страны по продолжению внутрибурундийского диалога с целью достижения национального примирения. С осторожным оптимизмом наблюдаем за наметившейся тенденцией к нормализации бурундийско-руандийских отношений.

ВЫСТУПЛЕНИЕ представителя Российской Федерации на 46-й сессии Совета ООН по правам человека в ходе диалога по ситуации с правами человека в Мьянме (Женева, 11 марта 2021 года)

Госпожа Председатель, Внимательно следим за развитием событий в Мьянме. Озабочены как применением оружия силами правопорядка, так и стремительной радикализацией протестных выступлений, которые явно утратили первоначальный мирный характер. В этих условиях считаем критически важным проявление всеми сторонами максимальной сдержанности и ответственности за дальнейшую судьбу своей страны. Исходим из того, что скорейшие реальные шаги к взаимному примирению позволят избежать новых жертв, будут способствовать началу диалога с целью поиска выхода из сложившейся ситуации.

ВЫСТУПЛЕНИЕ представителя Российской Федерации на 46-й сессии Совета ООН по правам человека в ходе диалога c Независимой комиссией по расследованию в Сирии (Женева, 11 марта 2021 года)

Госпожа Председатель, Наше скептическое отношение к деятельности Комиссии хорошо известно. Оба ее доклада носят политизированный и предвзятый характер. Картина событий сирийского кризиса полностью искажена. В качестве основного дестабилизирующего фактора почему-то приведены не зверства террористов и их подпитка извне, а, по сути, контртеррористическая деятельность правительства Сирии. Комиссия снова вышла за рамки своего мандата, комментируя темы возможного применения химического оружия, а также политпроцесс. На этом фоне практически не раскрыта тема иностранной оккупации территории Сирии, разграбления природных богатств, незаконных односторонних принудительных мер.

ВЫСТУПЛЕНИЕ представителя Российской Федерации на 46-й сессии Совета ООН по правам человека в ходе диалога по ситуации с правами человека в Венесуэле (Женева, 11 марта 2021 года)

Госпожа Председатель, К сожалению, правозащитная проблематика продолжает использоваться как один из ключевых компонентов стратегии по оказанию масштабного давления на Венесуэлу. Западные страны упорно пытаются формировать вокруг неё образ нарушителя прав человека. На этом фоне замалчиваются последствия подрывной работы радикальной оппозиции, провоцирующей беспорядки, игнорируются последствия развёрнутого иностранного санкционного давления, негативно влияющего на общую ситуацию в стране.

Выступление представителя Российской Федерации на 46-й сессии Совета ООН по правам человека в ходе диалога со Специальным докладчиком по ситуации с правами человека в КНДР (Женева, 10 марта 2021 года)

Госпожа Председатель, Вынуждены констатировать, что рассмотрение правочеловеческого «досье» КНДР по-прежнему используется исключительно в целях оказания давления на власти страны, вмешательства в ее внутренние дела, с тем чтобы спровоцировать внутриполитическую нестабильность. Здесь было бы уместно вспомнить известные попытки отдельных стран задействовать правозащитную проблематику для обоснования правомерности «гуманитарной интервенции». Вынуждены вновь констатировать, что прозвучавшие в адрес Пхеньяна выпады и обвинения являются элементами стратегии, целью которой может быть все, что угодно, но только не поощрение прав человека.

Выступление представителя Российской Федерации на 46-й сессии Совета ООН по правам человека в ходе диалога со Специальным докладчиком по ситуации с правами человека в Иране (Женева, 9 марта 2021 года)

Госпожа Председатель, К сожалению, рассмотрение проблематики защиты и обеспечения прав человека в Иране уже на протяжении длительного времени проходит в крайне политизированном ключе и используется исключительно для решения геополитических задач. Хотим вновь подчеркнуть, что СПЧ является механизмом международного сотрудничества в области прав человека. Именно взаимоуважительное и конструктивное взаимодействие должно составлять основу его работы. В этой связи призываем государства прекратить использовать правозащитную тематику в качестве повода для вмешательства во внутренние дела Ирана. Убеждены, что правозащитные структуры ООН не должны способствовать осуществлению этих целей. Это противоречит принципам, провозглашенным в Уставе ООН.

Выступление представителя Российской Федерации по п.З повестки дня 46-й сессии Совета ООН по правам человека (Женева, 9 марта 2021 года)

Госпожа Председатель, Хотели бы привлечь внимание Совета к тревожной ситуации, в которой сегодня оказалось право на свободу искать, получать и распространять информацию, предусмотренное ст. 19 Международного пакта о гражданских и политических правах. Пандемия новой коронавирусной инфекции стала, как оказалось, непреодолимым испытанием для большинства стран, позиционирующих себя в качестве авангарда прав человека. Именно т.н. устоявшиеся демократии не преминули воспользоваться ситуацией эпидемиологического кризиса для дальнейшего достижения своих конъюнктурных политических и экономических целей через недобросовестное задействование глобального медийного пространства.

Выступление представителя Российской Федерации на 46-й сессии Совета ООН по правам человека в ходе диалога со специальным докладчиком по вопросу о свободе религии или убеждений (Женева, 4 марта 2021 года)

Госпожа Председатель, Сожалеем, что тематический доклад г-на А.Шахида не был заблаговременно размещен на сайте сессии Совета и делегации были лишены возможности изучить его в ходе подготовки к сегодняшнему диалогу. Недопустимость оскорбления чувств верующих и разжигание межрелигиозной розни четко закреплены в международном праве. Статья 4 Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации, пункт 3 статьи 19 и статья 20 Международного пакта о гражданских и политических правах формируют своего рода границу для осуществления права на свободу выражения мнения.

Выступление представителя Российской Федерации на 46-й сессии Совета ООН по правам человека в ходе диалога со Специальным докладчиком по вопросу об обязательствах в области прав человека, связанных с использованием безопасной, чистой, здоровой и устойчивой окружающей среды (Женева, 3 марта 2021 года)

Госпожа Председатель, Внимательно ознакомились с докладом г-на Д.Бойда. Разделяем мнение о том, что вода является ограниченным природным ресурсом и фактором, имеющим определяющее значение для качества жизни, здоровья населения и осуществления других прав человека. В этой связи неприемлемой является ситуация с продолжающейся «водной блокадой» Крыма со стороны Украины, которая в одностороннем порядке перекрыла в 2014 г. водоснабжение полуострова по Северо-Крымскому каналу. По данному каналу приходилось около 85% водоснабжения этого российского региона.

Выступление представителя Российской Федерации в ходе ежегодного заседания по правам ребенка на тему «Права ребенка и Цели устойчивого развития» (Женева, 1 марта 2021 г.)

Госпожа Председатель, Признательны за проведение сегодняшней дискуссии. Безусловно, задача защиты и поощрения прав детей неразрывно связана с Повесткой-2030. Полагаем, что в мире постепенно приходит осознание того, что для достижения устойчивого развития необходимо содействовать обеспечению прав детей и создавать условия для их безопасного и полноценного взросления. Вместе с тем обеспокоены желанием некоторых возвести принцип защиты прав ребенка в некий абсолют, как это было сделано авторами концептуальной записки к сегодняшнему мероприятию. В частности, речь идет о чрезмерном увлечении «подходом, основанным на правах детей»