МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

Назад

Выступление Третьего секретаря И.Новикова на 334-й сессии Административного совета МОТ по пункту 4 Повестки дня «Новая информация о ходе реформы Организации Объединённых Наций»

Выступление Третьего секретаря И.Новикова на 334-й сессии Административного совета МОТ по пункту 4 Повестки дня
«Новая информация о ходе реформы Организации Объединённых Наций»

 

Уважаемый г-н Председатель,

Отмечаем активную вовлечённость МОТ в работу по реформированию оперативной деятельности системы ООН в контексте Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года в соответствии с резолюцией 72/279 ГА ООН.

Поддерживаем необходимость тесной увязки Страновых программ достойного труда (DWCP) с Рамочными программами ООН по оказанию помощи в целях развития (UNDAF). Полагаем, что реализация UNDAF как основы функционирования страновых команд ООН в государствах-получателях содействия не должна ограничивать возможности МОТ по поддержке стран в осуществлении DWCP.

В целом исходим из того, что инициированная Генсекретарём ООН реструктуризация системы развития будет проводиться в строгом соответствии с решениями ГА ООН, приятыми в рамках Четырехгодичного всеобъемлющего обзора политики в сфере оперативной деятельности. Оптимальной площадкой для обсуждения конкретных параметров реформы считаем оперативный сегмент сессии Экономического и Социального Совета ООН, одной из основных задач которого является разработка общесистемных рекомендаций организациям системы развития ООН, включая программы, фонды и спецучреждения.

Хотели бы подробнее затронуть ключевой аспект реформы – определение параметров финансирования обновлённой системы резидентов-координаторов ООН, а также модальности предложенного Генсекретарём ООН т.н. «финансового пакта».

Начиная с 2014 года, в Группе развития ООН, преемником которой станет Группа устойчивого развития ООН и в которую также входит МОТ, функционирует общесистемный механизм совместного покрытия расходов системы резидентов-координаторов.

Генеральный секретарь ООН рекомендовал государствам-членам рассмотреть вопрос о покрытии потребностей в финансировании реформируемой системы резидентов-координаторов ООН за счет, в том числе, начисленных взносов. Однако, как справедливо указывается в докладе, государства-члены не сохранили это предложение в тексте резолюции, другими словами – не поддержали его. Вместо этого была согласована гибридная формула, предусматривающая добровольные, предсказуемые многолетние взносы в специальный целевой фонд. Формула также предусматривает удвоение объёма совместного финансирования со стороны организаций-членов Группы устойчивого развития ООН, начиная с 2019 года, и уплачиваемый однопроцентный сбор на строго целевые неосновные взносы третьих сторон в поддержку деятельности ООН в области развития.

Нынешние расходы МОТ на совместное покрытие расходов составляют порядка 2,2 млн. долл. США в год. За счет каких источников производятся данные платежи – начисленных или добровольных взносов? Также были бы признательны за более предметную и конкретную информацию об ожидаемых выгодах для МОТ и ее трехсторонних участников после удвоения ее доли в 2019 году, которое потребует дополнительно 2,2 млн. долл. США. При этом, как справедливо отмечается в докладе, ни в одной статье бюджета МОТ не предусмотрено такое непредвиденное увеличение расходов (о чем было сообщено Генеральному секретарю).

Вызывает серьезные вопросы и сам общесистемный механизм совместного покрытия расходов системы резидентов-координаторов. Решение о совместном финансировании и распределении долей между участниками принималось руководителями организаций без какого-либо согласования с государствами-членами. Распределение расходов осуществляется с учетом размера организации (численности персонала и расходов), а не уровня услуг, предоставляемых системой резидентов-координаторов каждой организации, являющейся членом Группы развития ООН, как об этом просила Генеральная Ассамблея ООН в резолюциях 67/226 и 70/221.

В данном контексте хотели бы обратить внимание коллег на тот факт, что на протяжении последних лет ГА ООН последовательно выступала против использования средств из регулярного бюджета ООН для финансирования системы резидентов-координаторов, в т.ч. ввиду крайне критических замечаний со стороны Консультативного комитета по административным и бюджетным вопросам ООН (док. A/70/7/Add.48). Как известно, в настоящее время на рассмотрении государств-членов находится новый доклад Генерального секретаря ООН по реализации механизма совместного несения расходов на резидентов-координаторов, решение по которому будет принято не раньше конца текущего года.

Кроме того, как вполне справедливо отмечается в докладе, многие вопросы, в значительной степени влияющие на финансовые последствия реформы, все еще остаются открытыми: предстоит определиться с изменениями в полевом присутствии МОТ (п.33), степенью вовлеченности МОТ в функционирование региональных механизмов Группы устойчивого развития ООН (п.29); предстоит пересмотр самой формулы распределения расходов с учетом присоединения 11 новых агентств и, соответственно, доли МОТ (п.22). И целый ряд других факторов.

В этих условиях наша делегация выступает категорически против использования начисленных взносов МОТ, включая любые перераспределения имеющихся в бюджете средств, для покрытия дополнительных расходов на систему координаторов-резидентов и не может поддержать предлагаемое решение, содержащееся в пункте 35 (с).

Призываем Секретариат МОТ продолжить работу по поиску дополнительных источников добровольного финансирования, которые позволят покрыть непредвиденное увеличение расходов на систему резидентов-координаторов. Как говорится в резолюции ГА ООН 72/279, именно значительное улучшение положения с добровольным финансированием имеет жизненно важное значение для успешной переориентации системы развития ООН.

Более того, следует детально изучить, насколько подписанная руководителями Группы устойчивого развития ООН схема совместного несения расходов точно отражает реальный уровень участия каждой из организаций в системе резидентов-координаторов. В случае, если будет сделан вывод, что не отражает, то целесообразно поставить вопрос о необходимости ее доработки и переподписания.

Благодарю за внимание.