Вопросы безопасности и разоружения

Назад

Российские оценки американской программы глобальной ПРО

Одним из ключевых факторов, негативно влияющих на международную безопасность и стабильность, является намерение США и их союзников выстраивать глобальную ПРО и её региональные сегменты без оглядки на интересы и озабоченности других государств. Это негативное влияние усиливается по мере того, как в различных регионах мира появляются все новые американские противоракетные объекты. В Европе, в Азиатско-Тихоокеанском регионе, на Ближнем Востоке и в мире в целом расширяются разделительные линии между государствами, нарастает взаимное недоверие. Планируемое Вашингтоном наращивание количественных и качественных характеристик противоракет, способных перехватывать МБР и БРПЛ, создает непосредственную угрозу подрыва сложившегося стратегического паритета.

Начало этому пагубному процессу США положили, выйдя в 2002 году из Договора по ПРО, на протяжении трех десятилетий служившего фундаментом стратегической стабильности. Отказ от Договора был связан с планом развертывания в Европе «третьего позиционного района» стратегической ПРО США, элементы которой Вашингтон намеревался разместить в Польше и Чехии. Перспектива их появления в непосредственной близости от российских границ потребовала бы от нас адекватных ответных мер по нейтрализации угрозы, которую они создавали бы для российских сил ядерного сдерживания. Мы откровенно предупреждали об этом и американцев, и их союзников, выразивших готовность предоставить свою территорию для развертывания американских противоракетных баз.

Отказ президента Б.Обамы от «третьего позиционного района» был воспринят нами как шаг в правильном направлении и своевременный сигнал, позволивший существенно разрядить обстановку и заключить новый Договор о СНВ. Однако объявленный Б.Обамой новый «поэтапный адаптивный подход» в области ПРО, по большому счету, стал продолжением линии, взятой США ещё с момента их одностороннего выхода из Договора по ПРО. По мере вызревания противоракетных технологий и развертывания новых противоракетных средств в Румынии, Польше и в морских акваториях европейского региона эти построения становятся все более опасными, напрямую затрагивая российские интересы.

Дестабилизирующее воздействие американской ПРО распространяется и на другие регионы. Начав с Европы, США стремятся втянуть в построение региональных «сегментов» глобальной ПРО все больше участников. В Азиатско-Тихоокеанском регионе в соответствующую работу Вашингтоном уже вовлечены Япония и Австралия. Государствам Персидского залива поставляются новые противоракетные вооружения.

Одновременно усиливается и группировка стратегических противоракет GBI на континентальной территории Соединенных Штатов Америки, к 2017 году она достигнет 44 ед., прорабатываются планы ее дальнейшего наращивания, в том числе, возможно, и на востоке страны. Идет совершенствование информационных, в том числе космических, систем, реализуется развернутая программа испытаний огневых средств ПРО. Морскую группировку ПРО составят порядка 40 боевых кораблей с сотнями ракет-перехватчиков. Все эти колоссальные усилия свидетельствуют о том, что официально декларируемые Вашингтоном цели этих усилий далеки от реальных.

Как заявил в Мюнхене Министр иностранных дел Российской Федерации С.В.Лавров, ситуация вокруг ПРО – яркое свидетельство мощного деструктивного влияния односторонних шагов в сфере военного строительства вразрез с законными интересами других государств. Наши предложения о совместной работе на противоракетном направлении были отвергнуты. Взамен нам советовали подключиться к созданию американской глобальной ПРО, строго о лекалам Вашингтона, которая, как мы не раз подчеркивали и объясняли на фактах, несет в себе реальные риски для российских сил ядерного сдерживания.

Любое действие, подрывающее стратегическую стабильность, неизбежно влечет за собой ответные меры. Тем самым наносится долгосрочный ущерб всей системе международных договоров в области контроля над вооружениями, жизнеспособность которых напрямую зависит от фактора ПРО.